Целый год я водила внучку в художественную школу, а сама уставшая плюхалась на диван и отдыхала после работы за чтением газет, книг или просто дремала.
Сегодня можно часто наблюдать, как родители с детьми, торопливо перебегают из одного кружка, студии или секции в другой кружок, в другую секцию. Они торопят детей, сами нервничают, жуют с детьми на ходу и все это для любимого чада, чтобы развивался, чтобы не дай Бог, не отстал от других, а затем падают как я в лучшем случае на диван и вздыхают «ну вот, можно часок отдохнуть».
К концу года, привыкнув к такому ритму жизни, я стала чаще задавать себе вопрос « что я сижу и время теряю? Ведь я с детства мечтала научиться рисовать, а это же шанс, вместе с внучкой учиться рисованию. У нас будет общее увлечение, нам можно обмениваться впечатлениями, ходить на выставки, самим устраивать вернисажи и многое - многое другое». И в этом учебном году мы ходим в художественную школу вместе, педагоги для нас нашли совмещенное время. Самое важное, на мой взгляд, происходит до уроков и после урока. Дома, укладывая необходимое оборудование в пакеты, мы ведем «важные» разговоры со словами «набросок», «рисунок», «натура», «палитра», «графика», «живопись» и т.д. А после своего урока Лиза заходит в класс для взрослых и внимательно рассматривает натурную постановку и мой рисунок, похвалит или сделает замечание, что считаю очень важным и прислушиваюсь к ней, посмотрит на наброски других. Это время, когда она ждет окончания моего урока, очень полезное для нее, она наблюдает взрослых людей за творческим процессом, она впитывает окружающее, проникает в понимание состояния увлеченность, интерес через позы рисующих, их мимику, сосредоточенный взгляд. В конце каждого занятия мы делимся своими впечатлениями и рассматриваем рисунки, отмечая каждый раз появление нового умения в рисунках. У нас на сегодняшний день есть общее пространство интересов и содержание этих интересов, увлеченность и главное возможность для бабушки наблюдать и проектировать будущие увлечения внучки, остаться для нее интересным взрослым, с которым можно что – то обсуждать, спорить, соглашаться или не соглашаться. Ребенок повторяет то, что делаем мы. И ведет себя так, как научился у нас. Сначала – потому что мы для него образец, потом – потому что привык, а потом он уже по-настоящему научится проявлять уважение к другому человеку и его деятельности, самому себе и к своим увлечениям.
Научится, если с детства мы дадим ему правильные ориентиры. А чаще мы приводим ребенка в студию, а сами сидим с вязанием или книгой, то всем своим поведением мы демонстрируем свое равнодушное отношение к тому, чем ребенок занимается. Мы волей или неволей показываем, что нам неинтересно и неважно то, что он делает, что при этом чувствует, куда важнее для нас наша книга или вязание, мы свой долг выполнили, и привели его, а он пусть старательно занимается. Но только стоит подумать, а что на самом деле оказывает влияние на становление души ребенка – студии, кружки или совместное увлечение каким либо делом, поскольку с нас ребенок лепит свой образ по нашему образу, но по своему подобию.