Монтессори – центр как возможность для ребенка научиться жить в гармонии с миром других и с самим собой
- Почему вы пришли именно в наш детский сад?
- Я читала о Монтессори-педагогике и слышала отзывы о вас от родителей ваших выпускников. Здесь я нашла возможность для своего ребёнка быть самим собой. Хотя сейчас многие это декларируют, но в традиционном варианте педагогики очень часто за ребёнка всё решено: что, когда и как он должен делать. При этом не учитывается ни его собственный темп, ни его предпочтения, ни его способности и возможности. Меня это не устраивало.
Очень часто родителей и гостей удивляет атмосфера занятий, дети, словно не замечают, что за ними наблюдают или снимают на камеру.
Каждый занимается своим делом. Кто–то что-то рисует, кто-то строит, кто-то вырезает, кто-то тихонечко на коврике что-то раскладывает или тихо общается со взрослым, кто-то что-то пишет, кто-то читает, кто-то проводит опыты. Для взрослых это непривычно, а для ребёнка - нормальное состояние. Если человек сам в состоянии решить, что он хочет делать, ему не нужны чужие указания. Если ему нужна помощь, он за этой помощью обратится.
В нашем детском саду все начинается с порога: пришёл, переступил порог и ты оказался в атмосфере Монтессори-педагогики. У нас при всей кажущейся вседозволенности всегда порядок и уважительное отношение к ребенку, поскольку во взаимодействии действуют правила. Эти правила достаточно жёсткие, но все они сформулированы в позитивном ключе. Эти правила работают на защиту каждого в отдельности, и интереса всего коллектива и именно этим они обеспечивают уважение свободы выбора ребенка, возможность культурного общения и цивилизованного разрешения конфликта, с другой стороны, - пространство коллективного взаимодействия.
Любое поползновение жёсткого эгоизма ограничивается интересом всех остальных. Все правила соблюдают у нас и взрослые, и дети - их немного: «Ходи шагом», «Разговаривай спокойным голосом», «Обходи коврик», «Хочешь работать вместе - договорись об этом» и т. д. Ну, например, если это твоё рабочее место, то на него не может зайти другой ребенок или взрослый. Это правило не значит, что ребенок - эгоист. Это означает, что он чувствует свое право на защиту, притом узаконенную не решением взрослого, а нормой жизни. Это не так просто для понимания умом ребёнка, но так хорошо ощущается чувствами. Любое недоразумение, даже выяснение отношений, начинается с формулирования проблемы, например: мне это неприятно, потому что... - А не так, как это часто бывает: я подойду, дам тебе в глаз, а потом мы выясним почему.
Ощущение себя частью всех и всех частью себя - это очень важное ощущение. Мы связаны друг с другом. Невозможно, согласитесь, не реагировать на боль другого, делать какую-то пакость другому или обижаться на человека, который сам не ведает, что творит... Это рождает внутреннюю внимательность по отношению к окружающим людям, и когда этот критерий внутренней оценки есть, то все работает по-другому, это не вызывает чувства одиночества или эгоистичной самодостаточности, а помогает ребенку учиться согласовывать свои желания с возможностями и желаниями других. А, это как писала Мария Монтессори «Счастье жить в гармонии с миром и самим собой»