Образовательная программа Веселая кисточка

Утверждаю:

Индивидуальный предприниматель                           

Шадрина Ольга Александровна

 

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая программа

художественной направленности

«Веселая кисточка»

(для детей дошкольного возраста)

Возраст детей: 3-4 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма обучения: очная

Уровень программы: стартовый (ознакомительный)

г. Красноярск 2022г,

Содержание

І. Целевой раздел в соответствии с основными характеристиками программы

  • Пояснительнаязаписка
  • Цельи задачи программы
  • Принципыорганизации программы
  • Планируемыерезультаты освоения программы
  1. Содержательный разделв соответствии с организационно-педагогическими условиями программы

2.1 Календарный учебный график на 2022-2023г

  • Учебныйплан на 2022-2023r
  • Рабочаяпрограмма на 2022-2023г

IП. Организационный раздел

  • Материально-техническоеобеспечение
  • Формааттестации, оценочные материалы
  • Кадровоеобеспечение
  • Списокиспользованной литературы

І. Целевой раздел в соответствии с основными характеристиками программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая кисточка» определяет содержание, объем и организацию работы в дошкольном учреждении.

Работа с детьми строится с учётом возраста и индивидуальных особенностей дошкольника. Для реализации данной рабочей программы созданы необходимые условия: кабинет оснащённый пособиями, оборудованием, изобразительным, природным и бросовым материалом.

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография и др.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Программа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В дошкольном учреждении имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ.

Дополнительная общеразвивающая программа построена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральныйзакон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 10.2013 года);
  • СанПин 2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечениюбезопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • СанПиН4.3648-20 «"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы - создание оптимальных условий для раскрытия художественного потенциала каждого ребенка в процессе развития детского изобразительного творчества средствами художественньт эталонов.

Основные задачи Программы:

  1. Познакоміггьдетей с изобразительными материалами (пастель, восковые мелки, фломастер); инструментами (кисти разных размеров, валик, трафареты, ватные диски); техниками (акватипия, монотипия, диатипия).
  2. Учитьвыполнять рисовальные движения, направленные на формообразование, с опорой на инструкцию педагога.
  3. Учитьработать с цветами (серый, коричневый) и оттенками, учитывая принцип насыщенности (яркий) и светлоты (светлый - темный).
  4. Учить смешиватьцвета для получения различных оттенков, использовать приемы механического смешивания цветов (наложение, вливание).
  5. Учитьпередавать с помощью цвета свое настроение, внутреннее состояние, ощущения.
  6. Учитьработать от пятна, преобразовывать его с помощью различных инструментов и техник.
  1. Учитьизобразительным приемам (тычок, примакивание, мазки).
  2. Учитьработать с точкой и пятном при создании элементарного образа.
  3. Учитьпроводить линии в разных направлениях с помощью трафарета и без него.
  4. Учіггьвыделять знакомые предметы в различных линиях и дорисовывать их до образа.
  5. Продолжатьзнакомить с ллоскими геометрическими фигурами (овал, треугольник, прямоугольник).
  6. Учить заполнять пространство листа элементами композиции, составлять изфрагментов целостную композицию.
  1. Учить выполнять фон, закрывая поверхность листа цветовыми пятнами.
  • Принципы организации программы

Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и оригинальны, они обладают определенной ценностью для самого ребенка и для его близких. Сам процесс детского творчества тоже ценен, поскольку позволяет взрослым увидеть внугренний мир детей, узнать об их впечатлениях, переживаниях, проблемах и об их отношении к окружающему миру.

Принцип наглядности - в процессе творчества детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать.

Принцип индивидуальности - осуществление индивидуально - дифференцированного подхода к развитию детского художественного творчества, который заключается в подборе разноуровневых заданий, соотносимых с возможностями и половой принадлежностью детей.

Принцип вариативности - необходимо давать детям свободу выбора и возможность варьирования материалов, художественных эталонов и содержания работы.

Принцип систематичности и последовательности предполагает строить работу с детьми по ознакомлению с различными техниками рисования в определенном порядке, по системе.

Принцип перспективности - целесообразность освоения детьми программы посредством разнообразных образовательньш комплексов, учитывающих степень сложности, уровень общего и творческого развития воспитанников.

Принцип полифоничности - включение произведений различньlх эпох, стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в педагогический процесс, направленный на развитие детского художественного творчества.

Принцип мобильности - можно менять образовательный комплекс, темп, характер, форму организации детей, дидактический материал.

  • Планируемьlе результаты освоения программы

Умения, связанные с цветом (выделение и название цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, oxpa, розовый, голубой), по светлоте (светлый, темный, яркий) в предметах, объектах. Экспериментирование с цветом, получая разнообразные оттенки, необходимые для рисунка, смешивание цвета, используя приемы наложения, вливания, нахождение одинаковых цветов, оттенков, составление растяжки оттенков одного цвета, классифицирование цвета по одному из признаков, умение подбирать гармоничные цвета. Умения, связанные с формой (называние геометрических фигур: плоских (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), получать беGформенное пятно, используя различные художественные техники, нанесение точек разными инструментами, используя разный ритм, разный тип группировки, рисовать различные линии (прямые, кривые, волнистые, замкнутые, спиралевидные, зигзагообразные), дорисовывать пятно до образа. Создавать рисунок, используя точки, линии, пятна, рисовать плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), наносить штрихи, штриховать простые силуэтные Умения, связанные с композицией (выполнять фон, изображать линию горизонта,динамику образа (с помощью мазков), составлять симметричные и асимметричные КОМПОЗИЦИИ).

Умения, связанные с техникой (пользования различными инструментами для создания фона, равномерно закрывать пространство листа. Использовать штампы, печати для получения ритмичного рисунка, накладывать мазки, штриховку).

  • Содержательный раздел в соответствии с организационно- педагогическими условиями программы

2.1. Календарный учебный график на 2022-2023r

Образовательный процесс осуществляется в форме очных занятий 2 раза в неделю (понедельник, среда). В праздничные и выходные дни (занятия переносятся на другие дни недели). Продолжительность занятий для детей от 3 лет до 4 лет составляет 15 минут (1 академический час).

Занятия проводятся с 1 октября 2022 г по 31 мая 2023г. Занятия начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 19.30 часов. Занятия проводятся в rpyппe.

Год обучения 

2022-2023

Дата начала

занятий

Дата окончания

занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных

дней

Количество учебных

часов

Режим занятий

группа 3-

4 года

1 октября

2022 года

31 мая

2023 года

32

64

64

2 раза в

неделю по 15

 

 

 

 

 

 

МИНА

 

 

2.2. Учебный план на 2022-2023r

 

 

n/n

Наименование темы

Кол-во часов

Форма

промежуточной аттестации

Вceгo

64

Теория

25

Практика

39

 

Октябрь

 

 

 

 

1

Рисование манкой

2

1

1

Наблюдение

2

Техника отпечатывания фольгой

2

1

1

Наблюдение

3

Техника отпечатывания листом

бумаги

2

1

1

Творческая работа

4

Штриховка простым карандашом

2

1

 

Выставка работ

 

Ноябрь

 

 

 

 

5

Рисование ватными палочками

2

0

2

Наблюдение

6

Техника рисования двумя красками

2

1

1

Наблюдение

7

Рисование в технике пуантилизм

2

1

1

Наблюдение

8

Рисование с помощью ватных ДИСКОВ

2

1

1

Выставка работ

 

Декабрь

 

 

 

 

9

Техника спиралевидных линий

2

 

1

Наблюдение

10

Рисование широкой кистью

2

 

 

Наблюдение

11

Рисование в технике набрызга

 

0

2

Творческая работа

12

Рисование в технике оттиска

2

0

2

Выставка работ

 

Январь

 

 

 

 

13

Раздувание кляксы трубочкой

2

1

1

Творческая работа

14

Рисование штампами

2

1

1

Наблюдение

15

Техника заполнения трафарета

краской

2

1

1

Наблюдение

16

Смешанная техника рисования

кистью и штампов фольгой

2

1

1

Выставка работ

 

 

Февраль

 

 

 

 

17

Рисование штампами, пакетиками чая

2

1

1

Наблюдение

18

Техника рисования солью, ватными палочками

2

1

1

Наблюдение

19

Техника создания образа с

помощью ватных дисков

2

1

1

Выставка работ

20

Штриховка простым карандашом,  изменение оттенка cepoгo цвета с помощью растирания ватным диском

2

 

 

 

 

Наблюдение

 

Март

 

 

 

 

21

Рисование в технике «акватипия»

2

 

1

Наблюдение

22

Рисование пейзажа в технике

1\M ОНОТИПИЯІІ

2

 

 

 

 

Выставка работ

23

Техника тонирования листа

относительно линии горизонта

 

 

 

 

1

Наблюдение

24

Рисование зубной щёткой

2

1

 

Творческая работа

 

Апрель

 

 

 

 

25

Рисование манкой

2

0

2

Наблюдение

26

Рисование восковыми мелками

и гелиевыми ручками

2

0

2

Творческая работа

27

Рисование

2

 

2

Выставка работ

28

Рисование витражными красками

2

1

1

Наблюдение

 

Май

 

 

 

 

29

Техника выполнения контура восковым мелком и заполнения пространства акварельными красками

2

1

1

Наблюдение

30

Рисование в технике кляксография

2

 

 

Наблюдение

31

Копирование образца

2

0

 

Выставка работ

32

Техника заполнения трафарета

краской

2

1

 

 

Наблюдение

Структура плана:

Создание интереса и эмоционального настроя. Анализ изображаемого (натуры, образца), напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы. Беседа с детьми.

Ход занятия - конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения. Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать во второй части занятия. В процессе выполнения детьми самой работы педагог руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью не стоит, надо дать возможность ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если же он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения и то только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разъяснения.

Заключительная часть занятия — просмотр и оценка детских работ детьми и педагогом.

Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия. Между процессом работы и анализом необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям. Детям предлагается встать из-за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем собрать их полукругом или опять посадить на свои места и дать оценку проделанной работе. Вопросы, задаваемые педагогом должны быть разнообразными. При работе по замыслу привлекается внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе. При оценке сюжетных и предметных работ акцент делается на образность, характерность персонажа (самый смешной, веселый) и выразительность действий. Во всех случаях обращается внимание детей на эстетические качества работы — красоту цветосочетания, расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения. После ответов детей на вопросы и их самостоятельньт высказываний заключительные слова говорит педагог. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятия.

2.3. Рабочая програима на 2022-2023г

N.занятия

Наименование темы

Техника рисования

Материал

Октябрь

1 ,2

«Багульник»

Учить делать фон (прием центрического вливания)

Познакомить с техникой рисования манкой (№1 стр. 18)

Рисование манкой

Лист формата A4, кисти N 5, гуашь (зеленая, белая), баночки с водой, тряпочки, манная крупа.

3,4

«Лаванда»

Учить тонировать лист бумаги с помощью губки акварельными красками

Познакомить с техникой рисования цветка с помощью фольги (№ 1 стр. 48)

Техника отпечатывания фольгой

Лист формата A4, гуашь зеленая, синяя, голубая, фиолетовая, крышки от пластиковых бутылок,  баночки с водой, тряпочки, акварельные краски для фона (зеленые), фломастеры (зеленые)

5,6

«Цветы чеснока»

Знакомство как тонировать лист с помощью акварельных красок.

Познакомить с   техникой рисования цветка с помощью отпечатка смятым листом бумаги

Техника отпечатывания листом

бумаги

Лист формата A4, гуашь зеленая, синяя, голубая, фиолетовая, крышки от пластиковых бутылок, баночки с водой,

тряпочки, акварельные краски для фона (зеленые), фломастеры (зеленые)

7,8

«Айсберг»

Учить выполнять штрихи простым карандашом (№3, стр. 154)

Штриховка простым карандашом

Лист формата A4. Простые карандаши

Ноябрь

 

 

 

9,10

«Бабочка точками»

Учить для создания образа заполнять пространство точками

Учиться рисовать ватными палочками (№2, стр. 48)

Рисование ватными палочками

Лист формата A4, ватные палочки

11,12

«Домик улитки»

Учиться рисоватьспиралевидные линии Учиться рисовать двумя красками одновременно  Учиться делать фон с помощью красок и губки

Рисование двумя красками

Лист формата A4, широкая кисть, поролоновые губки, краски

13,14

«Цветок для мамы»

Познакомить детей с новой техникой рисования пуантилизм. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость

Рисование в технике пуантилизм

Листы бумаги, гуашь, ватные палочки, кисти, салфетки, баночки с водой (накаждого ребенка).

15,16

«Яблоки»

Познакомиться с техникой рисования с помощью ватных дисков (№1 стр. 107)

Рисование с помощью ватных дисков

Лист формата А 4, ватные диски, кисти № 5, гуашь красного, жёлтого,  зеленого цветов 

Декабрь

 

 

 

17,18

«Домик улитки»

Учиться рисовать спиралевидные линии, учиться делать фон с  помощью красок и губки

Техника спиралевидных линий

Лист формата A4, широкая кисть, поролоновые губки, краски

19,20

«Березы»

Учиться делать фон с помощью широкой

Учить рисовать дерево с помощью валика (№1, стр. 137)

Рисование широкой кистью

Лист формата A4, гуашь, широкая малярная кисть, валик

21,22

«Яркое пламя»

Учиться рисовать огонь в технике набрызга (№3, cтp. 180)

Рисование в технике набрызга

Лист формата А 4, щетки, гуашь красного,

оранжевого, желтого цветов

23,24

«Свеча на столе»

Учиться рисовать в технике оттиска (№3, стр.167)

Рисование в технике оттиска

Лист формата A4 (2 экз.), заготовки силуэта, свечи,  краски, кисти №4,5

Январь

 

 

 

25,26

«Красивые водоросли»

Закрепить умение   делать фон акварельными красками

Познакомиться с техникой раздувания краски  из трубочки для  создания выразительного образа (№2, стр. 52)

Раздувание кляксы трубочкой

Лист формата A4, краски, трубочки,

широкие кисти

27,28

«Шкаф с книгами»

Продолжать учиться делать фон разными способами

Упражнять в рисовании прямых горизонтальных и вертикальных линий

Учиться рисовать штампами (№4, стр.20)

Рисование штампами

Лист формата A4, гуашь разного цвета,

кисточки №4, штампы

 

 

29,30

«Ночной город»

Учиться выбирать фон для ночного города (темные оттенки цветов)

Учиться заполнять трафареты краской для получения образа (№4, стр. 41)

Техника заполнения трафарета краской

Лист формата A4, гуашь темных оттенков, трафареты домов, губка, широкие плоские кисти

31,32

«Вишневое деревом

Закреплять умение делать фон Учиться рисовать ствол тонкой кистью

Закреплять умение рисовать цветы с помощью отпечатков фольгой (№1, стр. 152)

Смешанная техника рисования кистью и штампов фольгой

Лист формата A4, гуашь, кисти N. 4, фольга

Февраль

 

 

 

33,34

«Черепаха на прогулке»

Учиться делать фон, используя пакетик черного чая

Учиться делать округлые формы, создавать образ, используя штампы

(№2, стр.121)

Рисование штампами, пакетиками чая

Лист формата A4, пакетики чая, штампы,

кисточки № 4,плоские кисточки

35,36

«Змея на песке»

Учиться рисовать фон с помощью соли и красок Рисование волнистых линий

(№2, стр.136)

Техника рисования солью, ватными палочками

Лист формата А 4 , краски, ватные палочки,

соль

37,38

«Сова в дупле»

Учиться делать фон, передавая фактуру дерева Учиться рисовать округлые линии Использовать ватные диски для создания образа (№2. стр. 166)

Техника создания образа с помощью ватных дисков

Лист формата A4, гуашь разных оттенков

коричневого, cepoгo, ватные диски

39,40

«Небо штриховкой»

Познакомиться с простым  карандашом

Учиться выполнять штрихи простым карандашом Учиться растирать простой карандаш ватным диском для изменения оттенка cepoгo цвета

(№3, стр. 8)

Штриховка простым карандашом,  изменение  оттенка cepoгo цвета  с помощью растирания  ватным диском

Лист формата A5 Простые карандаши Ватные диски

 

«Медуза»

Закреплять умение делать фон широкой кистью Закреплять умение создавать изображение с помощью ватных дисков (№2, стр.32) 

Рисование широкой кистью Создание образа с помощью ватного диска

Лист формата A4, широкая кисть, кисть №4, гуашь, ватные диски

Март

 

 

 

41,42

«Перед грозой»

Познакомиться с техникой рисования кроны деревьев «акватипия»

(№3, стр.23)

Рисование в технике «акватипия»

Лист формата A4, акварельные пленка, фломастеры, краски

43,44

«Пейзаж с речкой»

Познакомиться с техникой рисования «монотипией»

Рисование пейзажа в технике «монотипия»

Лист формата A4, акварельные кисти №4,5, краски

45,46

«Дождь в гopax»

Познакомиться с линией горизонта

Учиться тонировать лист в верхней и нижней его части

Техника тонирования листа

Относительно линии горизонта

Лист формата A4, белая гуашь, акварельные краски, силуэты гор,  вырезанные из цветной бумаги.

47,48

«Ракета в космосе»

Познакомиться с новым способом рисования — набрызгиванием.

(№4, стр. 21)

Познакомиться с техникой нанесения краски с помощью зубной щетки

(№3, стр. 52)

Рисование зубной щёткой

Листы бумаги, зубная щетка, трафареты планеты и ракеты, гуашь.

Апрель

 

 

 

49,50

«Морской берег»

Продолжать знакомить с линией горизонта  Закрепить умение рисования манкой

Рисование манкой

Лист формата A4, акварельные кисти №4,5, манная крупа, краски

51,52

«Новогодний праздник›

Учиться использовать различные материалы (восковые мелки, акварельные краски, гелиевые ручки)

Рисование восковыми мелками и

гелиевыми ручками

Листы формата A4, вырезанные из бумаги

круги, восковые мелки, гелиевые ручки,  акварельные краски, кисточки, баночки с

водой на каждого ребенка

53,54

«Белочка в дупле»

Отработать навык рисования пальчиками  (пальчиковая  живопись) ладонью и пальчиками

Рисование ладошкой

Листы A4, гуашь, кисти, салфетки

55,56

Витраж «Насекомые»

Познакомиться в рисовании с витражной техникой (№2, стр. 48)

Рисование витражными красками

Пленка, лист A4, витражные краски, трафареты насекомых

Май

 

 

 

57,58

«Древняя раковина»

Закреплять умение рисовать спиралевидные линии восковым мелком, заполнять пространство эскиза акварельными красками (№2, стр. 18)

Техника выполнения контура восковым мелком и заполнения пространства акварельными красками

Лист A4, восковые мелки, акварельные краски

59,60

«Морские водоросли»

Использование техники кляксографии в создании образа (№3, стр. 97)

Рисование кляксография в технике

Лист А4, акварельные краски, кисть № 4

61,62

«Сделаем копию гусеницы» Учиться в копировании образца

Использовать в создании эскиза простой карандаш (№2, стр. 48)

Копирование образца

Лист A4, простые карандаши, изображение гусеницы

63,64

«Ночной город»

Отработать подбор фона для дневногогорода (светлые оттенки  цветов)

Учить заполнять трафареты краской для получения образа (№4, стр. 40)

Техника заполнения трафарета краской

Лист формата A4, гуашь светлых оттенков, трафареты домов, губка, широкие плоские

кисти

№1 С.В.Погодина Шаг в искусство Тематическое планирование «Растительный мир».-М.: BAKO, 2016

№2 С.В.Погодина Шаг в искусство Тематическое планирование «Животный мир».-М.: BAKO, 2016

№3 С.В.Погодина Шаг в искусство Тематическое планирование «Неживая природа».-М.: BAKO, 2016

№4 С.В.Погодина Шаг в искусство Тематическое планирование «Мир человека».-М.: BAKO, 2016

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение

Мeбeль (столы, стулья, маркерная доска):

  • столыи стулья (подобраны по росту детей), обеспечены цветовой маркировкой (на боковой наружной поверхности столов и стульев) в соответствии с ростовой группой;
  • столи стул для воспитателя; Раздевальная:
  • индивидуальныекабинки с полками для головные уборов и обуви, крючками для одежды. Каждая кабинка промаркирована. Для сидения используются скамьи.

Кабинет для занятий:

Листы формата A4, A5, кисти N 5, гуашь в наборе 12 цветов, баночки с водой, тряпочки, крышки от пластиковых бутылок, акварельные краски в наборе по 24 цвета, фломастеры в наборе по 18 цветов, простые карандаши, ватные палочки в коробке 100 шт., широкая кисть, поролоновые губки, валики канцелярские разных размеров, восковые мелки, щетки зубные, заготовки силуэта свечей, силуэты гор, вырезанные из цветной бумаги, трафаретьІ планет и ракет, трубочки для коктейля, штампы канцелярские разных размеров, трафареты домов, трафареты насекомых, трафареты гусениц (карточки с изображением гусениц), фольга, пакетики чая, соль пищевая, манная крупа, ватные диски (упаковка в кол-ве 100 шт), бумажные салфетки в упаковке в кол-ве 200 шт, пищевая пленка в рулоне, пищевая фольга в рулоне, витражные краски в наборе 18 цветов, губки поролоновые в упаковке 15 шт.

3.2. Форма аттестации, оценочные материалы.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме организации открытых выставок (рисунков) для родителей один раз в месяц.

Главный критерий педагогической диагностики — движение от экспериментирования к свободному владению художественными эталонами.

Основные показатели:

-владение цветом.

-владение формой,

-в!sадение композицией,

-владение художественными техниками,

-содержание художественно  виіразительного образа.

По всем показателям определены уровни, которые определяются по степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания:

  1. Начальныйуровень — ребенок не выполнил задание даже с помощью взрослого;
  2. Базовыйуровень — ребёнок выполнил задание с помощью взрослого;
  3. Прогрессивныйуровень — ребёнок вьІполнил задание самостоятельно.

-Владение цветом: выделение цветов (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, oxpa)

Начальный уровень - дети не могут выделить цвета из множества других. Базовый уровень - дети выделяют не все цвета.

Прогрессивный уровень - дети легко выделяют цвета. Смешение цветов:

Начальный уровень - дети не проявляют активность в изучении материалов, отказываются от участия в экспериментировании.

Базовый уровень - дети стараются смешать все цвета, их интересует сам процесс, а не результат смешения.

Прогрессивный уровень - дети свободно экспериментируют с цветом, используя разные способы для получения оттенков.

Соотнесение цветов: сравнение, нахождение гармоничных.

Начальньlй уровень - дети не могут даже при пополощи взрослого соотнести цвета друг с другом, чтобы найти среди них гармоничные.

Базовый уровень -  могут соотнести гармоничные цвета при помощи взрослого, его наводящих

ВО П}ЭOGOB.

Прогрессивный уровень - и свободно соотносят гармоничные цвета.

-Владение формой: выделение геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида.

Начальный уровень - дети не могут выделить основные фигуры даже с помощью взрослых. Базовый уровень - дети выделяют только часть фигур с помощью взрослого.

Прогрессивный уровень - дети самостоятельно выделяют геометрические фигуры. Соотнесение геометрических фигур: (нахождение в предметах похожих фигур).

Начальный уровень - дети не могут даже при помощи взрослого выделить в предметах похожие фигуры.

Базовый уровень — дети соотносят только знакомые предметы и только с помощью взрослого. Прогрессивный уровень - самостоятельно соотносят знакомые предметы с фигурами.

-Владение композицией: выполнение фона.

Начальный уровень - дети не могут даже с помощью взрослого нанести фон. Базовый уровень - дети закрывают фон фрагментарно с помощью взрослого.

Прогрессивный уровень - дети могут самостоятельно доступными средствами закрыть фон. Использование линии горизонта:

Начальный уровень - дети хаотично закрывают лист бумаги, не разделяя его на части, не выделяют линию горизонта даже с помощью взрослого.

Базовый уровень - используют линию горизонта только с помощью взрослого.

Прогрессивный уровень - дети самостоятельно разделяют лист на 2 части, отображая линию горизонта.

-Влпадение художественными техниками: использование приемов (тычок, примакивание, мазок) Начальный уровень - дети неумело используют приемы, им тяжело их воспроизвести даже с помощью взрослого.

Базовый уровень -   дети могут использовать приемы только с помощью взрослого (при дополнительном показе).

Прогрессивный уровень - дети легко используют все приемы самостоятельно. Использование неклассических техник.

Начальный уровень - дети не могут подобрать неклассические техники для своей работы даже с

ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО.

Базовый уровень - дети используют неклассические техники только с помощью взрослого. Прогрессивный уровень - дети самостоятельно подбирают неклассические техники.

-Содержание художестаенно - выразитеяьного образа: соответствие содержания образа теме. Начальный уровень - дети не могут воспользоваться даже элементарными средствами, чтобы передать черты объектов.

Базовый уровень - дети могут представить образы, но фрагментарно, больше рассказывают о работе, чем изображают.

Прогрессивный уровень - могут элементарным способом отобразить содержание образа (элементы образа узнаваемы, хотя и довольно слабо).

Способность передавать через образ эмоциональное состояние.

Начальный уровень - дети не могут даже с помощью взрослого подобрать выразительные средства для передачи настроения образа.

Базовый уровень - дети могут передать настроение образа только с помощью взрослого. Прогрессивный уровень - дети могут самостоятельно доступными средствами передать настроение образа.

 Карта набпюденвя

Критерии наблюдения

Уровни освоения программы

начальный

базовый

прогрессивный

Владение цветом

 

Выделение цветов

 

 

 

Смешение цветов

 

 

 

Соотнесение цветов

 

 

 

Впадеяие формой

 

 

 

Выделение геометрических фигур

 

 

 

Соотнесение геометрических фигур

 

 

 

Владение композицией

 

 

 

Выполнение фона

 

 

 

Использование линии горизонта

 

 

 

Владение художественными техниками

 

 

 

Использование не классические техник

 

 

 

Использование приемов

 

 

 

Содержание образа

 

 

 

Соответствие содержания образа теме

 

 

 

Передача настроения образа

 

 

 

3.3. Кадровое обеспечение

В соответствии с данной общеобразовательной программой для ее реализацгги, в штатном расписании утверждена ставка воспитателя. Основные трудовые обязанности заключаются в организации деятельности, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы, её педагогииеский контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы. Обеспечение взаимодействия с родителями (sаконными представителями) детей при решении задач обучения и воспитания осваивающих дополнительную общеобразовательную программу.

3.4. Список использованной литературы:

  1. С.В. Погодина«Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников «lПar в искусство» , «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  2. Г.Н.Давьщова22 занятия по рисованию для доюкольников. Нетрадиционные техники - М.: «Скрипторий 2003», 
  3. Педагогическиетехнологии содействия развитию детей «Двенадцать Месяцев». Октябрь «Осенняя пopa»

(Часть 1).

  1. Педагогические технологиисодействия развитию детей «Двенадцать Месяцев». Март «Солнце, воздух и вода - земле лучшие друзья».
  2. С.В.ПогодинаШаг в искусство Тематическое планирование «Растительный мир».-М.: BAKO, 
  3. С.В.ПогодинаШаг в искусство Тематическое планирование ‹Wивотный мир».-М.: BAKO, 
  4. С.В.ПогодинаШаг в искусство Тематическое планирование «Неживая прпрода».-М.: BAKO, 
  5. С.В.ПогодинаШаг в искусство Тематическое планирование «Мир человека».-М.: BAKO, 
Политика конфиденциальности