Образовательная программа дошкольного образования "Сибирячок"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирячок»
Монтессори центр «Плешковой & Шадриной»
Красноярск, 2016
|
|
||||
|
|
Авторский коллектив разработчиков
О.А.Шадрина, ИП Шадрина О.А.,
педагоги: Л..Г.Чуева, Е.Т.Хакимова, К.А.Федоткина,
И.Е. Медзеновская.
Содержание
№ п/п |
Наименование раздела |
Стр. |
I |
Целевой раздел |
4 |
1.1. |
Пояснительная записка |
4 |
1.1.1. |
Цели и задачи реализации Программы |
4 |
1.1.2. |
Принципы и подходы к формированию Программы |
5 |
1.1.3. |
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста |
7 |
1.2. |
Планируемые результаты освоения Программы |
7 |
II. |
Содержательный раздел |
9 |
2.1. |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. |
9 |
2.1.1 |
Социально-коммуникативное развитие |
9 |
2.1.2. |
Познавательное развитие |
14 |
2.1.3. |
Речевое развитие |
20 |
2.1.4. |
Художественно-эстетическое развитие |
21 |
2.1.5. |
Физическое развитие |
22 |
2.2. |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов |
24 |
2.3. |
Формы введения культурных практик . Особенности организации образовательной деятельности |
28 |
2.4.
|
Специально-организованная развивающая среда как условие для самостоятельной деятельности детей |
30 |
2.5. |
Способы и направления поддержки детской инициативы |
31 |
2.6. |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников |
34 |
III. |
Организационный раздел |
35 |
3.1. |
Организация режима |
35 |
3.2. |
Описание материально-технического обеспечения Программы |
36 |
3.3. |
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
37 |
3.4. |
Особенности образовательной работы в летний период |
37 |
3.4.1. |
Проектная деятельность в летний период |
37 |
3.4.2. |
Экспериментально-исследовательская деятельность в летний период |
37 |
4. |
Дополнительный раздел |
38 |
4.1. |
Краткая презентация Программы |
38 |
4.2. |
Список приложений |
40 |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Цели Программы «Сибирячок» (далее в тексте – Программа):
1.Создание наилучших условий для психологического благополучия и положительного отношения детей к миру, к людям и самому себе, позволяющих раскрыть природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе в следующих сферах:
– социально-коммуникативной;
– познавательной;
– речевой;
– художественно-эстетической;
– физической.
Задачи Программы:
1.охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2.обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, социального статуса;
3.создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социо - культурной среды отражающей особенности региона проживания (географические и культурные), соответствующей возрастным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы
Образовательная программа соответствует следующим принципам:
принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- сотрудничество Организации с семьёй;
- комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности;
- принцип интеграции образовательных областей;
- в основе программы личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, построению личностно-ориентированного содержания дошкольного образования, применению современных личностно-ориентированных педагогических технологий (поисковых, личностно-развивающих, технологии педагогической поддержки).
- принцип преемственности дошкольного и младшего школьного детства, как в психологическом, так и содержательном аспекте.
Подходы:
- Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства.
- Позитивная социализация ребенка предполагает,что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к
полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации
программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
- Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
Событийный подход рассматривается нами как продуктивная технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива Организации и отдельной личности. «Образовательное событие - способ инициирования образовательной активности воспитанников, их деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов деятельности» (А.Воронцов).
Культуросообразный подход рассматривает образование как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).
1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
- Частное дошкольное учреждение «Монтессори центр «Baby club».
- Две разновозрастные дошкольные группы.
- Обучение осуществляется на русском языке.
Местоположение Организации - Красноярский край, город Красноярск, Советский район.
* Особенность климата в нашем регионе характеризуется преобладанием холодных температур и резкой смены погоды в течение календарного года, поэтому прогулки с детьми могут сокращаться или отменяться, а также более тщательно осуществляется отбор форм двигательной деятельности детей с учетом погодных условий;
* соотносится комплексно-тематическое планирование;
*создаётся и совершенствуется развивающая предметно-пространственная
среда;
*определяется содержание образовательной деятельности с учётом
специфики географических, национальных и социокультурных условий;
Организация расположена непосредственно рядом с МБОУ СОШ №152 и проживание основной части детей на микроучастке этой школы обуславливает такую организацию образовательной деятельности, которая позволяет разработать систему мероприятий, обеспечивающую плавный,
бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности.
Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста смотреть в Приложении № 1
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры к концу раннего возраста:
К трем годам ребенок:
интересуется окружающими предметами, активно действует с ними,
исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначении бытовых предметов(ложка, расческа, карандаши и пр.) и умеет ими пользоваться. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях, умеет действовать согласованно;
владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки , двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности ( изобразительную деятельность, конструирование и другие;
с удовольствием двигается- ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и прочие).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты предъявлениями культурной нормы;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Содержательный раздел
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественноэстетическое развитие;
- физическое развитие.
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие
Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:
- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа и края;
- воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;
- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;
- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;
- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;
- вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;
- формировать позицию гражданина своей страны;
- создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;
- совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;
- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;
- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками:
- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;
- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;
- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;
- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;
- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;
- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;
- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;
- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;
- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;
- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий:
- совершенствовать самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и организации досуговой деятельности;
- формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.
Региональный компонент как средство социализации дошкольника
- формировать интерес к прошлому и настоящему малой Родины (Сибири, Красноярскому краю, Красноярску);
- воспитывать любовь к родному Отечеству;
- развивать эмоционально – ценностное отношение к своей семье, дому, детскому саду, улице, краю, стране;
- развивать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит вокруг, сопричастности к этому;
- развивать бережное отношение к природе, достопримечательностям, культуре родного края
- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
- прививать знания основ безопасности;
- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;
- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;
- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными и людьми;
-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;
- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;
- добиваться выполнения правил дорожного движения.
Программно-методический комплект образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
|
Программное обеспечение |
Методическое обеспечение |
Тематический модуль «Вхождение в мир социальных отношений и чувств» |
Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я-ты-мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М., 2004г.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.,2010г.
КоломийченкоЛ.В.,ЧугаеваГ.И., Югова Л.И.Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию (под ред. КоломийченкоЛ.В.) М.:ТЦ Сфера, 2015г.
Программа «Я – человек» Автор - С.А. Козлова Издательство: Школьная пресса, 2012 г |
1. В.В.Гербова «Коммуникация» Развитие речи и общения детей в подготовительной группе детского сада М.: Мозаика – Синтез 2012 2. Кукушкина Е.Ю. «Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду». Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера. 2012 3.Н.Л.Княжева «Мир детских эмоций» Академия развития. Ярославль, 2000г. 4.Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2011. 5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет: нравственное воспитание в детском саду», М.: М-С, 2008 6. Мосалова JI.JI. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013 7. Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Метод, пособие для педагогов и психологов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. 8.Любина Г.А. Обучение дошкольников «языку чувств» Д.в.1996,№2 9. Шорыгина Т.А. «Детям о самом важном». М.: ТЦ Сфера, 2013 10. Губанова Н. В. «Игровая деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет- М.: Мозаика-Синтез, 2008. 11. Н.В.Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» - Ростов-на-Дону «Феникс» 2010 г. 12. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод. пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
|
Тематический модуль «Мы маленькие сибиряки» |
«Маленькие россияне» - программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под редакцией Т.И. Оверчук. М.,2004г. Программа «Приобщение к истокам русской народной культуры» Авторский коллектив: О.Л.Князева, М.Д. Маханева Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
|
1. .«С чего начинается Родина» - опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией Л.А.Кондрыкинской. 2. .«Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» - методическое пособие Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова. «Люби и знай родной свой край» - занятие по краеведению с дошкольниками. 3..«Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» - пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Под редакцией А.А. Остапца, Г.М. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. 4. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. 1999
5.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Старшая и подготовительная группы. М.: Элизе Трейдинг: ЦГЛ, 2004. 6. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики. // Педагогика. 1998. 7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тришков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учеб. пос. М.: Просвещение, 2009. 8. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования// Педагогика. 1991. №1 9. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». М.:ТЦ Сфера. 2012
|
Тематический модуль «Безопасность» |
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторский коллектив: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. |
1. И.А.Лыкова, В.А.Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения». – М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014 2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2009 3. Скорлупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004 4. Павлова Г.Я. и др. «Безопасность: знакомим дошкольников с источником опасности». М.:ТЦ Сфера, 2013 |
Тематический модуль «Труд» |
Программа «Я люблю трудиться» Автор: Л.В.Куцакова Издательство: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 |
1. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2005 2. Маханева М.Д., Скворцова О.В. «Учим детей трудиться». М.: ТЦ Сфера, 2013 3. Бревнова Ю.А. «Художественный труд в детском саду». М.:ТЦ Сфера, 2013
4.Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова «Трудовое воспитание в детском саду» - М.: Мозаика-Синтез, 2005
|
2.1.2. Познавательное развитие
Развитие любознательности и познавательной мотивации:
- развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
Формирование познавательных действий, становление сознания:
- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;
- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;
- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.
Развитие воображения и творческой активности:
- создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей;
- формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним;
- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое;
- актуализировать представления о сенсорных эталонах, развивать способность предвидеть (прогнозировать) изменения свойств предметов под воздействием различных факторов и причинно-следственных связей,
- способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка, определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания;
- развивать потребность в использовании различных способов обследования в познании окружающего;
- содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей;
- содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности;
- развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование;
- развивать способность определять основание для классификации, классифицировать предметы по заданному основанию
Планета Земля в общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира:
- формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;
- способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе;
-развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.
Моя малая родина Красноярский край, город Красноярск в общем доме России, особенности природы, разнообразие природных зон, многообразие народов:
- формировать представление о взаимоотношении природы и человека, особенности жизни в Сибирском регионе;
- содействовать осознанию себя как жителя Сибири, как представителя и патриота Красноярска.
Программно-методический комплект образовательной области
«Познавательное развитие»
|
Программное обеспечение |
Методическое обеспечение |
Тематический модуль «Познание окружающего мира» |
Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир". Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
|
1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников» М., 2010 г.; 2. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания в детском саду" (для работы с детьми средней и старшей группы д/сада) - М.: Просвещение, 2001 г. 3. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование». — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г. 4. Давидчук А.Н. «Познавательное развитие дошкольников в игре». М.:ТЦ Сфера, 2013 5. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду.Планирование и конспекты». М.:ТЦ Сфера, 2014 6. Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет». М.:ТЦ Сфера, 2012 7. Петрова И.В. «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие». М.:ТЦ Сфера, 2012 8. Федотова А.М. «Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников». М.:ТЦ Сфера, 2014 9. Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей». М.:ТЦ Сфера, 2012 10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2016. 11.Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Москва., 2006г. 12. Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет». Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013
|
Тематический модуль «Вхождение в мир математики» |
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е., Холина Н. П. Программа «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е.А.Хилтунен. Нац.образ. М.,2015г. |
1. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка». Математика для детей 3-4 лет. М.: Ювента, 2015 2. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. М.: Ювента, 2015 3. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе». Математика для детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2014 4. Л.Г.Петерсон, И.П.Холина «Раз-ступенька, два – ступенька» Математика для детей 6-7 лет - М.: Ювента, 2014 5. М.Г.Сорокова Математика по методу Монтессори в детском саду и школе. М.,1997г.
|
ематический модуль «Позновательно-исследовательская деятельность» |
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005 Программа «Воспитание ребенка - дошкольника развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного. Модуль «В мире природы». Авторский коллектив: Ж.Л. Новикова, В.Н. Сахарова. Издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005г. |
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика – Синтез, 2016.
2. Лосева Е. В. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников». Из опыта работы. —СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
3. А. Серова « Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников», СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 4.Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006. 5.Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с. 6.Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18. 7.Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска». М., 2005 8. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997. 9. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М. 2007. 10.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007. 11.. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005 12.Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. М., 2005 10.Рыжова Н.А. Почва – живая земля. М., 2005 11.Рыжова Н.А. Волшебница – вода.
М.,2005 12.Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. М., 2005
|
2.1.3. Речевое развитие
Речевое развитие включает:
-владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
-знакомство с художественными произведениями писателей и поэтов города Красноярска и Красноярского края.
Программно-методический комплект образовательной области
«Речевое развитие»
Программное обеспечение |
Методическое обеспечение |
1.В. В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет – М.; Мозаика-Синтез, 2008 г.
2.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду Автор: О.С. Ушакова Издательство: ТЦ Сфера, 2006
|
1. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Младшая группа» - М.; Мозаика-Синтез, 2015 2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Средняя группа» - М.; Мозаика-Синтез, 2015 3. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.; Мозаика-Синтез, 2015 4. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа» - М.; Мозаика-Синтез, 2015 5. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 6. Сомкова О.Н., Бадакова З.В., Яблоновская И.В. «Путешествие по Стране Правильной речи» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 7. Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем». (Методическое пособие – конспект) – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999 г. 8. Белоусова Л.Е. «Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 г. 9. Акулова О.В., Сомкова О.Н. «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста». – М.: Центр педагогического образования, 2009
|
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- стимулирование способности эмоционально реагировать на художественные произведения разных жанров;
- формирование способности видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем);
-приобщение к декоративно-прикладному искусству
Программно-методический комплект образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Программное обеспечение |
Методическое обеспечение |
1. И.А.Лыкова «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетическогоразвития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. М.: Цветной мир, 2014 2. И. Каплунова, И.Новоскольцева «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.– изд. Невская нота, 2015 3. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Программа и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
|
И.А.Лыкова. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. М.: Цветной мир, 2015 И.А.Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Младшая группа. М.: Цветной мир, 2011 И.А.Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. М.: Цветной мир, 2011 И.А.Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. М.: Цветной мир, 2011 И.А.Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная группа. М.: Цветной мир, 2011 7.И. Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день». Конспекты музыкальных занятий. Изд. Невская нота, 2015 8. Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. 9. Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г. 10. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 г. 11. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 г. 12. Курочкина Н.А. О портретной живописи. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 г. 13. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 г. 14. Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью: наглядно-дидактическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г. 15. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г. 16. Вершинина Н.А., Вербенец А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста.- М.: Центр педагогического образования, 2008 г.
|
2.1.5. Физическое развитие
-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
-формирование начальных представлений о достижениях спортсменов Красноярского края и предстоящих значимых спортивных мероприятиях города;
-формирование начальных представлений об объектах живой и неживой природы, благотворно влияющие на здоровье (кедровые орехи, местные сорта ягод, виды лекарственных трав, пихтовое масло, гусиный жир и т.д.), гигиенических и закаливающих процедурах, характерных для жителей (баня, купание в проруби, обтирание снегом, моржевание и т.д.)
Программно-методический комплект образовательной области
«Физическое развитие»
Программное обеспечение |
Методическое обеспечение |
Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010
|
1. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. М.; Мозаика-Синтез, 2015 г. 2. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. 3. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3–7 лет. М.; Мозаика-Синтез, 2014 г. 4. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Вторая младшая группа (3–4 года). М.; Мозаика-Синтез, 2014 г. 5. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4–5 лет). М.; Мозаика-Синтез, 2014 г. 6. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5–6 лет). М.; Мозаика-Синтез, 2014 г. 7. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6–7 лет). М.; Мозаика-Синтез, 2014 г. 8. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3–7 лет. М.; Мозаика-Синтез, 2014 г. 9. Галанов А.С. «Игры, которые лечат. Пособие для работы с дошкольниками и младшими школьниками» М.: Просвещение 2011 г. 10. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников: Учебно-методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 11. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 12. Николаева Н. И. Школа мяча: Учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
|
2.2. Описание вариативных форм организации, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Достижение целей программы осуществляется через основные виды деятельности
№п/п |
Деятельность |
Форма организации, способы и средства реализации программы |
|
1 |
Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции |
Творческие игры: режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми); сюжетно-ролевые; игры-драматизации; театрализованные; игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом); игры-фантазирование; импровизационные игры-этюды. Игры с правилами: дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки); подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.); развивающие; музыкальные; компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие) |
|
2 |
Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира |
- Экспериментирование
- - исследование
- - моделирование
- проектирование: *исследовательский проект; * творческий; * нормативный; - коллекционирование; - путешествие: *летний географический лагерь, *путешествие по карте, *путешествие по «ленте времени»
|
Кружок «Мир открытий» Лаборатория: «Ученая школа малыша»
Творческая мастерская «Школа самоделкина»
Общий круг на линии «Защита презентаций» |
3 |
Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата |
Формы общения со взрослым: ситуативно-деловая; внеситуативно-познавательная; внеситуативно-личностная. Формы общения со сверстником: эмоционально-практическая; внеситуативно-деловая; ситуативно-деловая. Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения |
|
4 |
Двигательная деятельность — форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции |
Гимнастика: основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие); строевые упражнения; танцевальные упражнения; с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта). Игры: подвижные; с элементами спорта. Простейший туризм. Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др. |
|
5 |
Элементарная трудовая деятельность - это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/по- трогать/почувствовать |
- самообслуживание; - хозяйственно-бытовой труд; - труд в природе; - ручной труд |
|
6 |
Продуктивные виды деятельности: - изобразительная деятельность - конструктивная деятельность - форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт |
- рисование, - лепка, - аппликация, - конструирование |
Творческие мастерские, Мастер – классы, Арт-лаборатории, Центры творчества |
7 |
Художественно – речевая деятельность – Форма активности ребенка в результате которой осваивается речевая культура |
Чтение произведений; Рассказывание (пересказывание); Заучивание стихов; Составление рассказов |
Библиотека малыша;
Детско-родительский издательский центр «Бебиклаша» |
8 |
Музыкальная деятельность - это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбрать наиболее близкие, успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя |
Восприятие музыки. Исполнительство (вокальное, инстру- ментальное): пение; музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных инструментах. Творчество (вокальное, инструментальное): пение; музыкально-ритмические движения; музыкально-игровая деятельность; игра на музыкальных инструментах |
Вокальная студия; Детский оркестр; Хореографический ансамбль |
Главными методами обучения являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Все эти методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом.
Практический метод – постановка задачи и оказание помощи ребенку в проведении практической деятельности, систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование).
Наглядный метод – объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий (наблюдение и демонстрация наглядных пособий).
Словесный метод – устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).
Игровые методы – переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием, вводят ребенка в игровую ситуацию, вызывают повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью (загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации).
При организации образовательной деятельности Программа учитывает:
а) комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы являются различные события:
реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники, юбилейные даты);
воображаемые события, в т.ч. описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
события, специально смоделированные воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?»);
события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия и мероприятия по инициативе детей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса позволяет:
обеспечить соответствие культурно-историческому, деятельностному, личностно-ориентированному и событийному подходам;
учитывать закономерности развития детей дошкольного возраста;
выстроить содержание образовательной деятельности целостным, логичным с точки зрения детского восприятия;
планировать адекватные возрасту виды детской деятельности и формы детской деятельности;
поддерживать эмоционально-положительный настрой ребёнка в течение всего периода реализации темы;
устанавливать партнерскую позицию между взрослым и детьми;
сочетать индивидуальные, подгрупповые и групповые способы организации детей;
разнообразить формы проведения итоговых мероприятий;
организовать взаимодействие с семьями воспитанников (тема становится мотивом взаимодействия ребенка и родителей).
Комплексно-тематическое планирование учитывает также национально-культурные, демографические, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность (ознакомление детей с географией, историей, культурой, природным окружением города Красноярска и Красноярского края)
б) принцип интеграции содержания – соединение знаний из разных образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей на равноправной основе, которые дополняют друг друга.
в) принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии, дошкольной педагогики и научно достоверно.
Примерное комплексно-тематическое планирование смотреть в Приложении № 2
- Формы введения культурных практик. Особенности организации образовательной деятельности
Образовательный процесс включает два основных составляющих блока:
1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Педагогами организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, свободы выбора и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Формы введения культурных практик |
Особенности организации |
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми: |
|
Совместная игра |
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивная) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. |
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта |
Данные ситуации носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. |
Сенсорный и интеллектуальный тренинг в специально организованной среде |
Система работы, обеспечивающая становление сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. |
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детские студии) |
Форма организации художественной и музыкальной деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. |
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность (совместный труд, мастер- классы) |
Носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
|
Творческая мастерская |
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия в природе, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. |
Детский досуг |
Форма организации деятельности, целенаправленно организуемая педагогами для игры, развлечения, отдыха. Как правило, организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр. |
2.4.Специально организованная развивающая среда как условие для самостоятельной деятельности детей
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
В группах дошкольного возраста созданы различные центры активности:
центр игровой деятельности;
центр познавательно-исследовательской деятельности;
центр конструирования;
центр изобразительной деятельности;
центр музыки и театра;
центр двигательной деятельности;
центр книги;
центр труда (дежурства)
центр безопасности;
центр отдыха;
центр природы;
центр краеведения.
Образовательное пространство Организации оформлено детскими работами: иллюстрации, коллажи, пластилинография и др.
Предметно-пространственная среда в Организации соответствует требованиям ФГОС ДО и рассматривается как возможность для наиболее эффективного развития индивидуальности ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровней активности.
Приложение 3 Специфика развивающей специально подготовленной среды
Дополнительные средства реализации Программы:
Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
Аудиовизуальные (образовательные видеофильмы, CD-диски и т.п.)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
Тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Для решения образовательных задач используются следующие способы организации взаимодействия: индивидуальный, групповой, коллективный.
Примерная форма планирования непосредственно – образовательной деятельности, циклограмма образовательной деятельности в режимные отрезки времени смотреть в Приложении № 4
2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в проектной и исследовательской деятельности, в поиске вариантов решения проблемной ситуации, в опытах и экспериментировании, в преобразовании предметов рукотворного мира и природы, в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам в центрах развития.
Способы и направления поддержки детской инициативы:
2 - 3 года. Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельное экспериментирование с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
Не критиковать результаты деятельности ребенка.
Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности.
Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру).
Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
Взрослым эмоционально положительно настраиваться на день работы; переживать его как дар; радоваться совместности проживания этого дня с детьми. Избегать ситуации спешки, поторапливания детей.
Для поддержки инициативы в продуктивной творческой деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или лепку, другие изделия.
Содержать в открытом доступе изобразительные материалы.
Поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
3 - 4 года. Приоритетной сферой проявления детской инициативы являются самостоятельная конструктивная и изобразительная деятельности. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка.
Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу.
Помогать ребёнку находить способ реализации собственных поставленных целей.
Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе.
Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать добрые слова для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.
4 - 5 лет. Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.
Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»).
Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под знакомую музыку.
Создавать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.
Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.
Привлекать детей к планированию жизни группы на день, к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения, .
Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослого.
5 – 6 лет. Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
6 - 8 лет. Приоритетная сфера инициативы - научение. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
Создавать ситуации позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
Обращаться к детям с просьбой, показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
Поддерживать чувство гордости за свой труд и его результаты.
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Цель: организация социального партнёрства педагогического коллектива с семьями детей для реализации Программы.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
открытость Организации для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с родителями включает:
непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
ознакомление родителей с результатами работы Организации на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни Организации;
ознакомление родителей с содержанием работы Организации, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Модель и формы взаимодействия с семьей смотреть в Приложении №5
- Организационный раздел
Модель организации образовательного процесса
Совместная деятельность взрослого и детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с семьей |
|
Организованная образовательная деятельность |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов |
Расписание непосредственно образовательной деятельности смотреть в Приложении № 6
3.1. Организация режима пребывания детей в ЧДУ
Ежедневная организация жизни и деятельности детей в течение дня осуществляется в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей; социального заказа родителей; предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; обеспечивает условия для реализации приоритетного направления образовательной деятельности с учётом 12-часового пребывания детей в Организации и требований действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН)
Примерный режим дня в разновозрастной группе (холодный период)
Дома |
|
Подъем,утренний туалет |
6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.25-8.55 |
Подготовка к занятиям, занятия |
8.55-9.50 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения) |
9.50-11.50 |
Возвращение с прогулки, игры |
11.50-12.15 |
Подготовка к обеду, обед |
12.15-12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.50-15.00 |
Подъем, воздушные и водные процедуры, игры |
15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.25-15.50 |
Игры, самостоятельная художественная деятельность |
15.50-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.30-17.50 |
Возвращение с прогулки, игры |
17.50-18.15 |
Подготовка к ужину, ужин |
18.15-18.45 |
Игры, уход домой
|
18.45-19.00 |
Дома |
|
Прогулка
|
19.00-20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры |
|
гигиенические процедуры |
20.10-20.40 |
Укладывание, ночной сон |
|
|
20.40-6.30 (7.30) |
Примерный режим дня в разновозрастной группе (теплый период)
Дома |
|
Подъем,утренний туалет |
6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении |
|
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика |
7.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.15-8.50 |
Игры, подготовка к прогулке, |
8.50-9.10 |
Игры, наблюдения,воздушные и солнечные ванны |
9.30-11.50 | |
Возвращение с прогулки, игры |
11.50-12.10 |
Подготовка к обеду, обед |
12.10-12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
12.40-15.15 |
Подъем, воздушные и водные процедуры, игры |
15.15-16.00 [ |
Подготовка к полднику, полдник |
16.00-16.25 |
|
|
Подготовка к прогулке, прогулка |
16.25-17.50 |
Возвращение с прогулки, игры |
17.50-18.15 |
Подготовка к ужину, ужин |
18.15-18.45 |
Игры, уход домой |
18.45-19.00-19 |
Дома |
|
Прогулка |
19.00-20.10 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, |
|
гиенические процедуры |
20.10-20.40 |
Укладывание, ночной сон |
20.40-6.30 (7.30) |
3.2.Описание материально-технического обеспечения Программы
Состояние материально-технической базы Организации соответствует требованиям уровня образования, требованиям техники безопасности, санитарно–гигиеническим нормам и правилам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.
Каждая возрастная группа Организации оснащена необходимой методической литературой и литературными произведениями различных жанров для использования в работе с дошкольниками.
Организация использует также электронные образовательные ресурсы, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности, услуги связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Описание и перечень материально-технического обеспечения Программы смотреть в Приложении № 7
3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Перечень методической литературы и пособий, обеспечивающие реализацию содержания Программы смотреть в Приложении № 8
3.4. Особенности образовательной работы в летний период
3.4.1. Проектная деятельность в летний период:
- Летний географический лагерь «По странам и континентам» Это совместный проект взрослых и детей. Это виртуальное путешествие позволяет детям побывать в гостях в разных странах на разных континентах. Дети знакомятся с особенностями географического положения, культурой и традициями народов разных стран, играют в игры, готовят традиционные кушанья и наряжаются в национальные костюмы. На географической карте прокладывая маршрут, дети определяют виды транспорта для путешествий, готовят необходимое снаряжение, знакомятся с особенностями ландшафта той или иной страны. В каждой стране проводится мастер класс по изготовлению посуды, украшений, национального блюда.
- Путешествие по русским народным сказкам с малышами
Это совместный проект взрослых и детей. Это знакомство с русской народной сказкой, работа над образами, постановка сказки.
3.4.2. Экспериментально-исследовательская деятельность в летний период:
Формы: «Лаборатория для дошкольников», «Научный» форум для дошколят»
Содержание:
- Значение воды для жизни на земле;
- Значение света для жизни на земле;
- Вещества и минералы;
- Цвет и форма в природе
3.5. Традиции, события, праздники
В организации событий, праздников, мероприятий принимают участие педагоги совместно с родительской общественностью.
- «День рождения Бебиклаши»;
- «Проводы зимы»;
- «Праздник большой тыквы»;
- «Сезонные экскурсии на природу»
- Экскурсии в парк чудес «Галилео»
- КВН «Маленький читатель», посвященный международному Дню книги
Перечень игрушек, материалов и оборудования Приложении №9
- Дополнительный раздел
4.1.Краткая презентация программы
Уважаемые родители (законные представители) воспитанников. Предлагаемая Вашему вниманию образовательная Программа дошкольного образования (далее по тексту - Программа) - это итог деятельности рабочей группы сотрудников нашей Организации.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом национальных и социокультурных особенностей нашего города и края, традиций Организации, интересов Вас и Ваших детей, ресурсных возможностей Организации.
Программа определяет цели и задачи образовательной работы с Вашими детьми, которые представлены в подразделе 1.1.1. Программы. Принципы и подходы к формированию Программы, представленные в подразделе 1.1.2., ориентируют педагогов на уважение личности ребёнка, учёт его потребностей, возможностей и желаний. Реализацию содержания Программы обеспечивает использование комплекса программ и методик, перечень которых Вы узнаете, ознакомившись с содержанием подразделов 2.1.1. - 2.1.5. Программы. Освоение Вашими детьми содержания Программы обеспечит их социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В подразделе 1.2. Программы Вы сможете узнать, каких результатов сможет достичь Ваш ребёнок к моменту завершения дошкольного образования.
Организационный раздел Программы содержит описание материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядка дня Вашего ребёнка во время пребывания в Организации, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
Уважаемые родители (законные представители) воспитанников. Административные и педагогические работники Организации ориентированы на взаимодействие с Вами для обеспечения качества дошкольного образования Ваших детей. Мы убеждены в том, что настоящее взаимодействие характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности за результат нашего сотрудничества. При реализации Программы мы приветствуем Ваше активное участие в планировании и осуществлении образовательного процесса, в оценивании и прогнозировании развития и успешности Вашего ребёнка, в совершенствовании развивающей предметно-пространственной среды группы и Организации в целом. Как участники образовательных отношений, Вы можете включиться в реализацию Программы, участвуя в проектах и исследованиях Вашего ребёнка, в работе центров детской активности в качестве партнёра; в совместных выставках, в подготовке и проведении экскурсий, интересных встреч, досугов и праздников в качестве организатора и участника.
Участвуя в реализации Программы, Вы:
оказываете психологическую поддержку своему ребёнку;
оказываете психоэмоциональную поддержку себе (ощущение покоя, уверенности за ребёнка);
получаете реальное представление о характере взаимодействия Вашего ребёнка со сверстниками и взрослыми;
получаете представление об уровне развития своего ребёнка через наблюдение за ним в деятельности;
предоставляете своему ребёнку возможность гордиться Вами и Вашими близкими;
предоставляете воспитателю информацию о характере взаимоотношений Вашего ребёнка с близкими людьми в семье;
получаете возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах Вашего ребёнка, регулярного обсуждения с воспитателями динамики и тенденций его развития;
имеете возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях (понимаете, что и как можно сделать с ребёнком дома).
Повысить свою педагогическую компетентность Вы сможете, участвуя в беседах и собраниях Организации, практикумах, круглых столах, педагогических чтениях, тренингах, Днях добрых дел и др.
Информацию о ходе образовательного процесса Вы можете узнать из предоставляемых сведений, размещённых на стендах, из личных бесед с педагогами и представителями администрации, в т. ч. по телефону (8(391)276-34-66), а также на сайте Организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Вопросы и предложения, связанные с реализацией Программы, Вы можете отправить на электронную почту (e-mail: montessore_club@mail.ru)
4.2. Список приложений
Приложение № 1. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста;
Приложение № 2. Примерное комплексно-тематическое планирование;
Приложение № 3. Предметно-развивающая среда;
Приложение № 4. Примерная форма планирования непосредственно – образовательной деятельности, циклограмма образовательной деятельности в режимные отрезки времени;
Приложение №5. Модель и формы взаимодействия с семьей;
Приложение № 6. . Расписание непосредственно-образовательной деятельности;
Приложение №7. Описание и перечень материально-технического обеспечения Программы;
Приложение №8. Перечень методических материалов обучения и воспитания, обеспечивающие реализацию содержания Программы;
Приложение № 9. Перечень игрушек, материалов и оборудования на текущий учебный год;