Он родился. Она родилась.

Наверняка каждый родитель задумывался над тем, почему в одной семье дети растут такими непохожими? Почему каждый ребенок идет своим путем развития? Почему неодинаково проявляются эмоции: гнев, страх, огорчение, удивление? Почему к ребенку трудно найти подход или почему он совсем не слушается? Почему он начал говорить первые слова только в два года, а соседская девочка в этом возрасте уже читает стихи? Все просто - дети разные. Они непросто разные, они - мальчики и девочки. Наблюдая, как растут внуки, я часто вспоминаю себя в детстве, словно возвращаюсь в тот удивительный мир открытий, мир особой веры и правды. Вспоминаю эмоции, которые испытывала, что меня изумляло, что приводило в отчаяние и во многом я схожа со своей внучкой. Все реакции те же. Все увлечения те же, конечно изменились внешне игрушки и игры, но все очень похоже, по содержанию действий, по ценностной направленности. Дождь на даче лил целый день. Мы убегали от этой мокроты, которая уже начала надоедать, торопливо побросав вещи в машину. Лиза, удобно устроившись на заднем сидении машины, вздыхает и произносит грустным голосом: «Кто – то наступил на муравейник, теперь дождь будет лить долго – долго» Едва сдерживая смех, спрашиваю: «Почему ты так решила?». Лиза как- то очень серьезно и словно за всех детей на свете спрашивает: «Бабуля, почему вы взрослые думаете, что мы, дети - глупые? Нет, мы неглупые. Мы вас слушаем и друг друга, а еще читаем, телевизор смотрим, вот так и учимся». «И где это ты узнала, что если наступить на муравейник, то пойдет дождь?» «Диана сказала» - отвечает Лиза. «И ты ей поверила?». «А в ее семье есть старшая сестра и брат, а они точно знают». Весомый аргумент. Спорить я, конечно, не стала. Все также как в моем детстве, вот только у нас был не муравей, а лягушка.

Внук и внучка, мальчик и девочка, какие вы разные, как с разных планет. Лиза в 1-1,5 года уже качала в руках куклу, а Данила ползал по полу с машинкой и громко «гудел». А рисунки! Лиза заполняет альбомы бесконечными «принцессами», а Данила рисовал машины и сражения. Ученые утверждают, что уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. А как же воспитание? Мы, взрослые, интуитивно чувствуем разницу в их зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с мальчиком и девочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность («всюду лезут, все ломают и портят»). То есть на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением. И если мы перестаем включать интуицию, а всецело начинаем подчиняться выработанными педагогическими правилами и тогда появляется опасность для ребенка. «Ребенок в 2 года должен уметь...» И мы все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребенок - мальчик или девочка? В педагогической литературе этот вопрос обычно даже не ставится. А ведь это важно. Даже очередность созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления». А у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно- образном уровне. И это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки. Если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ уже в раннем детстве нужно учитывать их половые различия. Только познав и поняв, как развивается, растет, мыслит и чувствует именно этот ребенок, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить все те прекрасные возможности, которые именно ему даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это значит - сделать так, чтобы его детство (пора, когда закладываются все наши будущие успехи и неудачи) было по-настоящему счастливым.


частный садик


К сожалению, каждый из нас сам смог побывать только в одном из миров: кто-то из вас еще помнит, как был маленькой девочкой, а кто-то - мальчишкой. Да и то, многое уже забылось. Нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, почувствовать его переживания, поболеть его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что и этого второго мира и нет. К сожалению, у нас нет другого образца, кроме самих себя. С этим образцом (а образцом ли?) мы и сравниваем своих детей. И уж если не дано нам пожить в этом чужом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, то мы можем попытаться сделать это сейчас – приглядевшись к тому ребенку, который растет рядом с вами.

Итак, вот они перед нами: мальчики и девочки. Попробуйте заглянуть под покров тайны, раскройте для себя загадки мира мальчиков и мира девочек, поделитесь своими наблюдениями с нами.

И в конце для памятки от любящей бабушки:

- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить;

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек;

- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире;

- Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета.

Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях и умениях;

- Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

- Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

Наталья Васильевна Плешкова

Комментарии к новости

Другие новости

По образу, но не подобию…
По образу, но не подобию…
По образу, но не подобию…
Целый год я водила внучку в художественную школу, а сама уставшая плюхалась на диван и отдыхала после работы за чтением газет, книг или просто дремала.

Сегодня можно часто наблюдать, как родители с детьми, торопливо перебегают из одного кружка, студии или секции в другой кружок, в другую секцию. Они торопят детей, сами нервничают, жуют с детьми на ходу и все это для любимого чада, чтобы развивался, чтобы не дай Бог, не отстал от других, а затем падают как я в лучшем случае на диван и вздыхают «ну вот, можно часок отдохнуть».
О родительской любви
О родительской любви
О родительской любви
Ребенок рождается не для матери, не для ее утешения. «Дети – это люди, данные нам на время, и от нас зависит их вера в себя и любовь к миру» писала Мария Монтессори. Ребенок — это личность, которую Господь вызывает из небытия к бытию ради осуществления какого-то определенного, только Ему известного, предназначения. И жизнь, и смерть — все в руках Божиих. И рождение ребенка — тоже в Его руках. Господь может дать дитя, а может и не дать…
Как остаться для ребенка интересным взрослым?
Как остаться для ребенка интересным взрослым?
Как остаться для ребенка интересным взрослым?
Ожидание в очереди и взрослого раздражает, а ребенок пяти лет тем более не может терпеть бесцельного и ему непонятного время провождения. Наблюдая за внучкой, вижу, как начинает в ней нарастать волна протеста. Ворчит «Долго мы будем ждать, мне надоело», несколько минут спустя уже находится причина изменить ситуацию «Я пить хочу». Примыкаю к ней «Я тоже очень хочу пить». Вижу, ищет беспроигрышный вариант «У меня голова заболела», что ж предложим в альтернативу «Поиграем в слова с заданным звуком?». Ну, вот подхватила «только звук может быть в начале, в середине и в конце слова». Соглашаюсь и принимаю условия. Все - забыла про ожидания очереди, в глазах огонек азарта. Игра «в слова» уже давно стала любимым занятием, в начале играли в «легкие звуки» «А», «Б», «В», затем «Ц», «Щ», «Ф». Есть подозрения, что Лиза их «припасает» заранее, т.е. читает ли тексты в книгах, слушает ли радио в машине, смотрит ли телевизор, или читает рекламы вдоль дорог, она в память откладывает необычные для детского словаря слова.
Согласие на обработку персональных данных