О родительской любви

                                                                                                             «ТОЛЬКО ТОТ, КТО ЛЮБИТ, ... МОЖЕТ ЗАМЕТИТЬ И ПОНЯТЬ

САМЫЕ РОБКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СУТИ РЕБЕНКА ... »(М.Монтессори)

Моя внучка в пять лет, однажды сделала открытие «Бабушка, я поняла для чего человек приходит на землю, он приходит научиться ЛЮБИТЬ» Какие мудрые детские слова и как точно они сформулировали предназначение человека. Удивилась! Но еще больше я удивилась, когда через десять лет уже внук в таком же возрасте на вопрос «Что такое счастье? Ответил « Счастье - это любить». В детских ответах заключено самое важное предназначение человеческой жизни - ЛЮБИТЬ. Душа внуков в этом возрасте еще помнит, что главное это ЛЮБОВЬ. Почему? Все просто в них еще много божественного, т.е. ЛЮБВИ. Внуки, конечно, не размышляли над понятием «любовь» как философы или богословы, они просто что-то чувствуют, как будь-то что - то помнят. Откуда вы – наши дети?

Я не могу знать тайну и промысел Божий. Но я могу попытаться, опираясь на историческое наследие великих педагогов и вслед за ними, рассуждать о божественной сущности ребенка. Я могу заглянуть в глаза ребенка, увидеть в них мудрость, надежду и веру – словно вся сила космоса заключена в них, восхитится этим и радоваться, что я рядом с этим чудом.

Ян Амос Коменский в работе «Материнская школа» пишет «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева…они истолкователи божественной тайны», или «тот, кто имеет в доме ребенка, может быть уверен, что имеет ангела в жилище своем; кто несет на руках ребенка, тот имеет на руках ангела, который всегда присутствуя, охраняет дитя от напасти; кто в темноте ночи покоится со своим ребенком, тот может быть уверен, что ангел охраняет его, чтобы злой враг не имел к нему доступа. Как велико это утешение! Как велико сокровище, дающее такое утешение!». Или «…Все дети как драгоценнейший дар Божий и благороднейшее сокровище, вполне достойны прилежного охранения и соблюдения»


детский садик


Ребенок рождается не для матери, не для ее утешения. «Дети – это люди, данные нам на время, и от нас зависит их вера в себя и любовь к миру» писала Мария Монтессори. Ребенок — это личность, которую Господь вызывает из небытия к бытию ради осуществления какого-то определенного, только Ему известного, предназначения. И жизнь, и смерть — все в руках Божиих. И рождение ребенка — тоже в Его руках. Господь может дать дитя, а может и не дать…

Если мы понимаем, что Господь дал дитя, что в нем заключена божественная сила, то, как мы воспринимаем ребенка, как мы любим его, каково по нашему разумению предназначение его появления на земле?

Детей надо любить - это аксиома и знакома всем, с этим никто не спорит, но происходит какой – то перекос в понимании любви в реальной жизни. Сделаем попытку разобраться на основе многолетних наблюдений и разговоров с родителями во время индивидуальных встреч с семьей в клубе «Диалог».

В первую очередь попытаемся понять, какой ребенок нужен современным родителям…

Какой? Удобный! Правда они честно и прямо в этом не признаются. Это самая заветная мечта мам и пап. Почему? Все просто, когда хочется его приласкать, то пусть он проявит нежность, когда надо приготовить ужин или посмотреть очередной сериал, то пусть он поиграет игрушками в своей комнате или когда на папу нахлынет воспитательная волна, то пусть с благодарностью слушает и внимает поучения. Но…. Ребенок живет не нашими желаниями и часто напротив, наши желания принципиально расходятся, и тогда начинается маленькая война, которая быстро становится затяжной. В такой войне нет победителей, в ней все побежденные. Что же делать? Как сделать жизнь взрослых и детей комфортной, уютной, мирной и счастливой, основанной на истинной любви?

Мы любим детей все по разному, кому - то природа дала чутье, можно сказать просветленную мудрость и она проявляется в отношении к ребенку легко, у кого-то были мудрые родители, и это чутье к ребенку впитано с детства через отношение к себе. Но в большей степени, исходя из разговоров с современными родителями, любовь к ребенку понимают как ласку, покупку красивых вещей, игрушек, всеразрешение и вседозволенность, редко, очень редко кто называет жертвенность, терпение, понимание. А нет ли здесь на самом деле скрытого равнодушия? Равнодушие и любовь – парадоксальное сочетание, не правда ли?


детский садик


Очень часто можно встретить вполне благополучных родителей, которым периодически мешают дети, они видят в них по большей части помеху. И не важно, карьере мешает ребенок, общению с друзьями, комфортному образу жизни или духовному росту, а сегодня и общению с телефоном. Главное - мешает. Это становится очевидным уже из общепринятой манеры разговора взрослого с ребенком. Все реже слышно ласковое общение. Все чаще – сердитые, раздраженные окрики. Наблюдаю взаимодействие мамы и

трехлетнего ребенка в песочнице. Ребенок не хочет слушать указания мамы и сопротивляется, выполняя действия по задуманному им плану. Мама раздраженно говорит « вот сядем в машину, и ты у меня получишь по полной программе», без смущения, что это детский центр, рядом стоит и слушает разговор педагог, а что можно ждать от такой мамы, когда они один на один дома? По вечерам, когда приходят родители за детьми, мы наблюдаем живые картинки из жизни. «Привет. Одевайся, я тебя жду» говорит папа и продолжает общаться с гаджетом, он даже головы не поднимает, не проявляет никакого интереса. «Пап, а я сегодня…», но не успевает ребенок договорить папа с раздражением «Давай быстрей, капуша». На новогодних каникулах мы с внуками устроили выход в кинотеатр. Пока ждали начало фильма дедушка с Арсением успели почитать слова на афише, а мы с Лизой наблюдали за девочкой и мамой, у которых тоже совместный выход в кинотеатр. Они купили большую корзину попкорна, мама включила телефон и уткнулась в него, а девочка ела попкорн и скучными глазами оглядывала проходивших мимо людей. Хотелось крикнуть «Ау, мама! У вас совместный выход, у вас выходной, так уделите время не телефону, а ребенку!» Внучка не выдержала равнодушия мамы и стала тихо возмущаться «Вот это да, телефон важнее дочки, они даже слова друг другу не сказали». К сожалению, это так, моя славная девочка.

Иногда складывается ощущение, что все общение мамы, папы или бабушки с ребенком состоит из череды приказов и указаний, упреков и порицаний. Наверняка, это не всегда проявление негативного отношения к ребенку, а зачастую просто стереотипное поведение, усвоенное с пеленок и воспроизводимое неосознанно. И самого этого взрослого, наверное, в детстве недолюбили и недоласкали. Но ведь этот стереотип взялся не с потолка, он сформировался как результат многократного повторения одной и той же реакции на поведение ребенка – раздражения. И вот страшный диагноз нашего времени: в сердце родителей очень часто нет и малой искры истинной любви к малышу, хотя они в этом себе не признаются, это для них невозможно.

Большинство родителей считает себя любящими. Они заботятся, тревожатся о детях, отдают им все лучшее, отказывая себе. Ребенок, особенно единственный, нередко – кумир в семье. Плутарх (древнегреческий историк) хорошо выразился о таких родителях « эти родители, держат башмак в большем почете, нежели ногу». Но любовь ли это? Может быть, ребенок – самая «любимая» собственность?

Будучи собственностью «любящих родителей» ребенок и жизнь проживает по их сценарию, он всецело зависит от этой любви, она и источник укоров, которые он получает, если не соответствует созданному родителями образу.


детский садик


И еще одна разновидность любви проявляется не к ребенку, а к своей любви к ребенку, и это принципиально другая «любовь». Она ведет к большому разочарованию, иногда трагедии, тому в жизни примеров очень много. В чём основная причина возникновения этого пагубного чувства? Происходит перекос в ценностях и ценность собственной жизни без этой любви к своему чувству перестает существовать. Это может показаться спорным, но глубокий психологический анализ показывает, что именно эта причина главная. Для женщины смыслом становится сама любовь к ребенку, а не он сам. Как это проявляется? (Я лучшая мама, если…., я плохая мама потому что, мой ребенок самый потому что….) Сколько условий нужно соблюсти, чтобы соответствовать этому показателю «лучшая мама». И здесь мы можем вспомнить слова великого педагога Жан Жака Руссо: «Все совершенным выходит и рук творца и все вырождается в руках человека». А не про нас ли это сегодняшних?

Говорить о божественном появлении ребенка, о любви к этому божественному существу всегда трудно. Важно помнить, что ребенок рождается не для того чтобы удовлетворять наши потребности, наши амбиции, есть высший смысл его жизни – научиться любить, жить с радостью, в гармонии с миром и с самим собой! У Фридриха Фребеля, прародителя детского сада, мы читаем «Особенное назначение, особенное призвание человека, как разумного и мыслящего существа, следующее: довести для самого себя свою сущность, свое божественное, стало быть, Бога, и свое назначение и свое призвание до полного сознания, до живого постижения и до ясного разумения и проявить это божественное на практике…»

Наталья Васильевна Плешкова

Комментарии к новости

Другие новости

По образу, но не подобию…
По образу, но не подобию…
По образу, но не подобию…
Целый год я водила внучку в художественную школу, а сама уставшая плюхалась на диван и отдыхала после работы за чтением газет, книг или просто дремала.

Сегодня можно часто наблюдать, как родители с детьми, торопливо перебегают из одного кружка, студии или секции в другой кружок, в другую секцию. Они торопят детей, сами нервничают, жуют с детьми на ходу и все это для любимого чада, чтобы развивался, чтобы не дай Бог, не отстал от других, а затем падают как я в лучшем случае на диван и вздыхают «ну вот, можно часок отдохнуть».
Он родился. Она родилась.
Он родился. Она родилась.
Он родился. Она родилась.
Наверняка каждый родитель задумывался над тем, почему в одной семье дети растут такими непохожими? Почему каждый ребенок идет своим путем развития? Почему неодинаково проявляются эмоции: гнев, страх, огорчение, удивление? Почему к ребенку трудно найти подход или почему он совсем не слушается? Почему он начал говорить первые слова только в два года, а соседская девочка в этом возрасте уже читает стихи? Все просто - дети разные. Они непросто разные, они - мальчики и девочки. Наблюдая, как растут внуки, я часто вспоминаю себя в детстве, словно возвращаюсь в тот удивительный мир открытий, мир особой веры и правды. Вспоминаю эмоции, которые испытывала, что меня изумляло, что приводило в отчаяние и во многом я схожа со своей внучкой.
Как остаться для ребенка интересным взрослым?
Как остаться для ребенка интересным взрослым?
Как остаться для ребенка интересным взрослым?
Ожидание в очереди и взрослого раздражает, а ребенок пяти лет тем более не может терпеть бесцельного и ему непонятного время провождения. Наблюдая за внучкой, вижу, как начинает в ней нарастать волна протеста. Ворчит «Долго мы будем ждать, мне надоело», несколько минут спустя уже находится причина изменить ситуацию «Я пить хочу». Примыкаю к ней «Я тоже очень хочу пить». Вижу, ищет беспроигрышный вариант «У меня голова заболела», что ж предложим в альтернативу «Поиграем в слова с заданным звуком?». Ну, вот подхватила «только звук может быть в начале, в середине и в конце слова». Соглашаюсь и принимаю условия. Все - забыла про ожидания очереди, в глазах огонек азарта. Игра «в слова» уже давно стала любимым занятием, в начале играли в «легкие звуки» «А», «Б», «В», затем «Ц», «Щ», «Ф». Есть подозрения, что Лиза их «припасает» заранее, т.е. читает ли тексты в книгах, слушает ли радио в машине, смотрит ли телевизор, или читает рекламы вдоль дорог, она в память откладывает необычные для детского словаря слова.
Согласие на обработку персональных данных