Ожидание в очереди и взрослого раздражает, а ребенок пяти лет тем более не может терпеть бесцельного и ему непонятного время провождения. Наблюдая за внучкой, вижу, как начинает в ней нарастать волна протеста. Ворчит «Долго мы будем ждать, мне надоело», несколько минут спустя уже находится причина изменить ситуацию «Я пить хочу». Примыкаю к ней «Я тоже очень хочу пить». Вижу, ищет беспроигрышный вариант «У меня голова заболела», что ж предложим в альтернативу «Поиграем в слова с заданным звуком?». Ну, вот подхватила «только звук может быть в начале, в середине и в конце слова». Соглашаюсь и принимаю условия. Все - забыла про ожидания очереди, в глазах огонек азарта. Игра «в слова» уже давно стала любимым занятием, в начале играли в «легкие звуки» «А», «Б», «В», затем «Ц», «Щ», «Ф». Есть подозрения, что Лиза их «припасает» заранее, т.е. читает ли тексты в книгах, слушает ли радио в машине, смотрит ли телевизор, или читает рекламы вдоль дорог, она в память откладывает необычные для детского словаря слова. Когда бабушка иногда проигрывает, внучка очень радуется, успех окрыляет, вызывает желание найти такие слова, которые помогут победить. Как – то вечером бросаю фразу «надо словарь полистать, трудно стало с тобой играть, надо подготовится заранее». Беру словарь С.И.Ожегова, листаю, читаю слова и толкования. У внучки загорелись глаза «Ой, как много слов, давай поиграем». Вот так появилась возможность познакомить Лизу со словарем.
А вот, наверняка, знакомая всем картина. В дом, где есть ребенок-дошкольник, приходит взрослый и обращается к нему с традиционным восклицанием и вопросами: «Ой, какая большая! Как тебя зовут? Сколько тебе лет?». И все, весь запас навыков общения с ребенком исчерпан. Входит следующий гость: «Ой, какая большая! Как тебя зовут?..». «Какие глупые эти взрослые, - думает ребенок. - С ними же не о чем разговаривать. Только и знают, что спрашивать, как меня зовут да сколько мне лет». Проблема речевого обмена является составной частью более серьезной проблемы - неумения взрослых общаться и играть с ребенком. Часто родители бессознательно избегают долго оставаться с ребенком наедине, с удовольствием отдают его в разнообразные секции и кружки. Нередко они жалуются на то, как они устают в выходные дни, когда ребенок дома: «Он ко мне все время пристает, ходит за мной, я ничем не могу заняться». Общение с ребенком может быть очень увлекательным, если вам интересен процесс его развития. Ребенок - это «не подарок по твоему желанию, он то, что ты родил плюс воспитал» (В. Леви).
Играть в «противоположности» мы с Лизой любим в машине, дорога от дома до центра дальняя, есть время думать. Первое время противоположности были «легкие» - день – ночь, высокий – низкий, большой – маленький и т.д. Но далее усложнялось основание для выделения противоположности. Это могло быть не только качество, но и действие (стоит – идет, кричит – молчит), состояние (далеко - близко, ласково –
грубо), слова, обозначавшие абстрактные понятия (добро – зло, любовь – ненависть, правда – ложь) и т.д.
Современные исследования обозначили очень важную проблему - несформированность у выпускника дошкольного учреждения умственных навыков, без которых невозможна полноценная познавательная деятельность. Дети при поступлении в школу с трудом справляются с заданием запомнить 10 простых слов. В школе им приходится зубрить до глубокой ночи параграф, который можно «по диагонали» просмотреть и запомнить. А ведь так просто помочь ребенку! Даже не нужно специально выделять для этого время. Наливаете суп, а малыш сидит рядом. Предложите: «Я скажу четыре слова, а ты повтори. Теперь ты мне скажи свои слова. А я тебе уже пять слов. Теперь ты - мне. Ну ладно, я завтра придумаю шесть слов, и ты тоже». Ребенку нужно эти слова придумать и достаточно долго удерживать в памяти. Так вырабатывается «цепкость» памяти и рождается новая игра в «запоминалки».
Радуйтесь каждому успешному проявлению ребенка, для него так важна ситуация успеха, осознание личных индивидуальных достижений, оценивается ребенком как удача, как маленькая победа над самим собой. Это является стимулом для дальнейших успехов в жизни. Американский психолог У.Глассер тонко подметил, что «…если ребенку удается добиться успеха в детстве, у него есть шансы на успехи в жизни». Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, у него рождается удовлетворенность жизнью на данный момент, а это счастье. Вы хотите своим внукам счастья? Помогите ребенку почувствовать радость жизни!
Наталья Васильевна Плешкова