Как остаться для ребенка интересным взрослым?

Ожидание в очереди и взрослого раздражает, а ребенок пяти лет тем более не может терпеть бесцельного и ему непонятного время провождения. Наблюдая за внучкой, вижу, как начинает в ней нарастать волна протеста. Ворчит «Долго мы будем ждать, мне надоело», несколько минут спустя уже находится причина изменить ситуацию «Я пить хочу». Примыкаю к ней «Я тоже очень хочу пить». Вижу, ищет беспроигрышный вариант «У меня голова заболела», что ж предложим в альтернативу «Поиграем в слова с заданным звуком?». Ну, вот подхватила «только звук может быть в начале, в середине и в конце слова». Соглашаюсь и принимаю условия. Все - забыла про ожидания очереди, в глазах огонек азарта. Игра «в слова» уже давно стала любимым занятием, в начале играли в «легкие звуки» «А», «Б», «В», затем «Ц», «Щ», «Ф». Есть подозрения, что Лиза их «припасает» заранее, т.е. читает ли тексты в книгах, слушает ли радио в машине, смотрит ли телевизор, или читает рекламы вдоль дорог, она в память откладывает необычные для детского словаря слова. Когда бабушка иногда проигрывает, внучка очень радуется, успех окрыляет, вызывает желание найти такие слова, которые помогут победить. Как – то вечером бросаю фразу «надо словарь полистать, трудно стало с тобой играть, надо подготовится заранее». Беру словарь С.И.Ожегова, листаю, читаю слова и толкования. У внучки загорелись глаза «Ой, как много слов, давай поиграем». Вот так появилась возможность познакомить Лизу со словарем.

А вот, наверняка, знакомая всем картина. В дом, где есть ребенок-дошкольник, приходит взрослый и обращается к нему с традиционным восклицанием и вопросами: «Ой, какая большая! Как тебя зовут? Сколько тебе лет?». И все, весь запас навыков общения с ребенком исчерпан. Входит следующий гость: «Ой, какая большая! Как тебя зовут?..». «Какие глупые эти взрослые, - думает ребенок. - С ними же не о чем разговаривать. Только и знают, что спрашивать, как меня зовут да сколько мне лет». Проблема речевого обмена является составной частью более серьезной проблемы - неумения взрослых общаться и играть с ребенком. Часто родители бессознательно избегают долго оставаться с ребенком наедине, с удовольствием отдают его в разнообразные секции и кружки. Нередко они жалуются на то, как они устают в выходные дни, когда ребенок дома: «Он ко мне все время пристает, ходит за мной, я ничем не могу заняться». Общение с ребенком может быть очень увлекательным, если вам интересен процесс его развития. Ребенок - это «не подарок по твоему желанию, он то, что ты родил плюс воспитал» (В. Леви).


детский сад монтессори


Играть в «противоположности» мы с Лизой любим в машине, дорога от дома до центра дальняя, есть время думать. Первое время противоположности были «легкие» - день – ночь, высокий – низкий, большой – маленький и т.д. Но далее усложнялось основание для выделения противоположности. Это могло быть не только качество, но и действие (стоит – идет, кричит – молчит), состояние (далеко - близко, ласково –

грубо), слова, обозначавшие абстрактные понятия (добро – зло, любовь – ненависть, правда – ложь) и т.д.

Современные исследования обозначили очень важную проблему - несформированность у выпускника дошкольного учреждения умственных навыков, без которых невозможна полноценная познавательная деятельность. Дети при поступлении в школу с трудом справляются с заданием запомнить 10 простых слов. В школе им приходится зубрить до глубокой ночи параграф, который можно «по диагонали» просмотреть и запомнить. А ведь так просто помочь ребенку! Даже не нужно специально выделять для этого время. Наливаете суп, а малыш сидит рядом. Предложите: «Я скажу четыре слова, а ты повтори. Теперь ты мне скажи свои слова. А я тебе уже пять слов. Теперь ты - мне. Ну ладно, я завтра придумаю шесть слов, и ты тоже». Ребенку нужно эти слова придумать и достаточно долго удерживать в памяти. Так вырабатывается «цепкость» памяти и рождается новая игра в «запоминалки».

Радуйтесь каждому успешному проявлению ребенка, для него так важна ситуация успеха, осознание личных индивидуальных достижений, оценивается ребенком как удача, как маленькая победа над самим собой. Это является стимулом для дальнейших успехов в жизни. Американский психолог У.Глассер тонко подметил, что «…если ребенку удается добиться успеха в детстве, у него есть шансы на успехи в жизни». Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, у него рождается удовлетворенность жизнью на данный момент, а это счастье. Вы хотите своим внукам счастья? Помогите ребенку почувствовать радость жизни!

Наталья Васильевна Плешкова

Комментарии к новости

Другие новости

По образу, но не подобию…
По образу, но не подобию…
По образу, но не подобию…
Целый год я водила внучку в художественную школу, а сама уставшая плюхалась на диван и отдыхала после работы за чтением газет, книг или просто дремала.

Сегодня можно часто наблюдать, как родители с детьми, торопливо перебегают из одного кружка, студии или секции в другой кружок, в другую секцию. Они торопят детей, сами нервничают, жуют с детьми на ходу и все это для любимого чада, чтобы развивался, чтобы не дай Бог, не отстал от других, а затем падают как я в лучшем случае на диван и вздыхают «ну вот, можно часок отдохнуть».
Он родился. Она родилась.
Он родился. Она родилась.
Он родился. Она родилась.
Наверняка каждый родитель задумывался над тем, почему в одной семье дети растут такими непохожими? Почему каждый ребенок идет своим путем развития? Почему неодинаково проявляются эмоции: гнев, страх, огорчение, удивление? Почему к ребенку трудно найти подход или почему он совсем не слушается? Почему он начал говорить первые слова только в два года, а соседская девочка в этом возрасте уже читает стихи? Все просто - дети разные. Они непросто разные, они - мальчики и девочки. Наблюдая, как растут внуки, я часто вспоминаю себя в детстве, словно возвращаюсь в тот удивительный мир открытий, мир особой веры и правды. Вспоминаю эмоции, которые испытывала, что меня изумляло, что приводило в отчаяние и во многом я схожа со своей внучкой.
О родительской любви
О родительской любви
О родительской любви
Ребенок рождается не для матери, не для ее утешения. «Дети – это люди, данные нам на время, и от нас зависит их вера в себя и любовь к миру» писала Мария Монтессори. Ребенок — это личность, которую Господь вызывает из небытия к бытию ради осуществления какого-то определенного, только Ему известного, предназначения. И жизнь, и смерть — все в руках Божиих. И рождение ребенка — тоже в Его руках. Господь может дать дитя, а может и не дать…
Согласие на обработку персональных данных