Дети стали взрослыми, у них свои семьи. Сегодня узнаю в них себя. Вот – вот и я также торопилась, спешила, не слышала порой детской тревоги, не замечала их печали, не понимала без причинной радости, действовала по порывам собственного чувства и приносила им порой ощущение несправедливости. Хочется закричать «Простите! Я не понимала что творила!» Когда дети вырастают, они зачастую поступают также по отношению к своим детям, а ты это наблюдаешь и думаешь «Не повторяйте меня, вспомните в себе ребенка, свои чувства».
Источник сегодняшних наших проблем часто остается невидимым для нас, наших близких, - причем не потому, что мы отказываемся его видеть, а потому, что не знаем, куда смотреть, или приучены воспринимать жизнь так, что разглядеть его просто не удается. Нам нужны особые «очки разума и сердца» с помощью которых можно сегодня увидеть родничок завтрашнего дня ребенка. Трехлетней Лизе все хочется делать самой, в том числе решать, что ей купить, причем немедленно, и она в магазине устроила целый спектакль. Пока я стояла в небольшой очереди, она оглядела все витрины, присмотрела нужную сладость и требовательным тоном заявила свое любимое «Хочу». На мою просьбу подождать, ответила громким «Нет! Купи! Хочу!». Огляделась, увидела лица людей, нашла соболезнующих и поддерживающих, повысила голос, упала прямо в центре магазина на пол, правда кричать на полу было не очень удобно, поэтому делала все молча, но очень выразительно. Действия устрашения бабушки перед публикой были очень красноречивы и должны были иметь молниеносный успех и победу, но бабушка подошла и очень спокойным, полным любви голосом, заботливо спросила «Тебе удобно? Я постою рядом, чтобы на тебя случайно не наступили». Лиза сразу поднялась и, отряхивая колени, заявила «Не надо, я уже встала». Словно ничего не произошло, я проговорила «Надо бы еще фруктов купить, мне было бы приятно, если бы ты мне помогла их выбрать». Лиза кивнула, подала мне руку. Все инцидент исчерпан. Осталось самое главное, закрепить речевую норму оформления просьбы в других ситуациях.
Не спешите наказывать ребенка, обвиняя его в непослушании. Старайтесь объяснять ему, как нужно поступать, дайте алгоритм культурного действия. Все поступки малыша - один из способов познания окружающего мира. Следует закреплять положительный опыт. Нельзя научить ребенка говорить «спасибо», если вы не делаете этого сами. Говорите «спасибо» ему и другим в его присутствии. Говорите «спасибо» за него, если он забыл это сделать, только без упрека. Говоря с ребенком, убедитесь, что он вас слышит. Установите с ним визуальный контакт - глаза в глаза. Возможно, малыш на что-то засмотрелся, чем-то увлекся, о чем-то думает, и просто не услышал обращенной к нему речи. Глядя ребенку в глаза, медленно и неторопливо, коротко и точно проговорите просьбу.
Часто в центре наблюдаю, как педагогически целесообразно действуют молодые педагоги, они не спешат помогать ребенку, если он их об этом не
попросил, дают речевой образец «Ты можешь меня попросить вот так: Люда! Помоги мне, пожалуйста, или я была бы счастлива, если бы ты мне помогла. Я с радостью тебе помогу». Ребенок, который в доме живет в ситуации выполнения всех своих желаний по первому требованию «Хочу! Дай!» всегда с трудом произносит слова «Пожалуйста! Будь добр! Будь любезен!» Но ребенку жить в будущем культурном обществе и я надеюсь так оно, и будет, так пусть с детства он живет в культуре отношений.
Это с нас, родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, ребенок «лепит» прообраз мира и отношения с ним. Это мы своим примером можем вложить ему в руки и «дубину» будущего хамства и лицемерия, трусости и необязательности, лжи, грубости и безответственности и «волшебные слова», понимание, сочувствие и сопереживание. Ведь все формы нравственности передаются через копирование и подражание, но тем же путем передается и безнравственность. Ваши тревожность, уныние, депрессия, страх передаются ребенку: «взрывоопасность» взрослых заразительна. Чем хуже и напряженнее отношения в семье, тем легче и охотнее перенимаются ребенком именно безнравственные формы поведения.
Ребенок приходит в мир, не имея ни малейших представлений, ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, ни о том, что представляет из себя окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, которые несут за него ответственность с первого дня его рождения. Януш Корчак писал: «Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить полной, ответственной жизнью сегодня? Валится крыша, если не уделено должного внимания фундаменту». Фундамент души ребенка любовь и понимание.
Н.В.Плешкова