Когда родители жалуются на непослушание ребенка, мне кажется, а вернее я уверена, что они сами виноваты. Молодая мама на консультации произносит фразу о своем двухлетнем ребенке «Я устала с ним бороться, у нас с ним всегда война». С кем бороться? С кем война? Это же ваше чудо, ваше счастье, а вы «война», «устала», а самое страшное, что такие слова произносятся и детям. Часто мы, взрослые, навязываем ребенку с самого малого его возраста столько ненужного, столько лжи и фальши, что разобраться в этом, даже став взрослым очень сложно. «Ах, у меня от тебя голова болит", «Горе, ты, мое луковое», «Прекрати! Или я сейчас умру!», и т.д. Особенно ужасно последнее высказывание, ведь дети верят в свои магические силы; кроме того, они многое понимают буквально. Но есть другие слова; они, напротив, производят настоящую позитивную революцию, к примеру: «Я напоминаю правило нашей семьи «Спокойный голос приятно слушать», «Каждый в семье имеет право отдохнуть» или «Мне очень жаль, что я накричала на тебя, прости, так получилось, просто я была слишком раздражена. Но ты должна знать: я тебя все равно люблю, хотя мне и приходится запрещать тебе...». В глазах ребенка наше раздражение – это отсутствие любви, а потеря любви - самое страшное, что только может случиться в детской жизни. «Бабуля, я тебя люблю до самой луны и обратно» так внучка Лиза выражает величину своей любви или угрозу «Я тебя больше не люблю, я на тебя обиделась». Хорошо если, мы, взрослые, понимаем, что для ребенка это сила отношения к близким людям, она эмоционально окрашена и действует только на данный сиюминутный момент, но если мы входим в «детское» состояние обиды, подключая свое «дитя», может возникнуть конфликт.
Сила воздействия слов на ребенка имеет влияние на его жизненную программу, может препятствовать установлению внутреннего равновесия, нарушить позитивный жизненный настрой, так естественный для раннего и дошкольного детства. Не зря считается, что из трех вещей, используемых врачами, - ножа, лекарств и слова, последнее едва ли не самое сильное. Хорошо бы молодым родителям и не только молодым помнить, что слово – тонкий и точный инструмент воздействия, которым надо уметь хорошо пользоваться, а не погружать ребенка в шумовой «словесный поток». Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви не достаточно» просит взрослых отказаться от таких фраз, заявлений, как:
«Если ты не будешь вести себя как следует, никто не будет любить тебя». (Ребенок слышит это так: «такой, какой я есть, я неприемлем»),
«Если ты будешь так поступать, мама тебя не будет любить» (Ребенок испытывает страх и ужас, срабатывает установка «я плохой, меня не любят»),«Ну, разве можно быть таким глупым» («Должно быть я неумен»),«Ты ничего не понимаешь» («я тупой, я глупый, я неспособный»). Все эти установки могут навсегда искалечить жизнь ребенка. Часто мы не следим за собой и сами не понимаем подтекст сказанных нами слов.
Позволю себе напомнить, что слова имеют не только информационный, но и эмоциональный смысл. В сердцах произносим «это просто невозможно», «я больше не могу», «если только», «трудно», «обязан», «должен», «сомнения», «только не сейчас» вы чувствуете негативное влияние этих слов, а слова – приказы: «иди сюда», «умывайся», «собери игрушки», а слова – ярлыки: «неряха», «неумейка», «плакса», «соня», «упрямец…». Забываем или не хотим знать, что «ярлык» становиться установкой, прогнозом на будущее.
Этим летом собирали с внучкой смородину и рассуждали, вернее я спрашивала, а она рассуждала о том, кто такой человек - добрый, человек -заботливый, нежный, ласковый и она пришла к выводу, что они все похожи, так как в них есть любовь. «Бабуля! Так самое главное слово это любовь?». Да! Солнышко мое! Самое главное – любовь! Только ее надо утверждать и словом и делом. Ребенок не должен сомневаться в том, что его любят. А наши слова часто тратятся на сжатие пружины, мы не думаем о том, что когда то она разожмется, кого и как она ударит, а может, ударит в ответ нас?
Есть золотые слова «Веди счет словам своим», будь немногословен, но точен в выражении словесном и эмоциональном. Дети раннего и дошкольного возраста лучше считывают информацию чувств, нежели слов. Ведь есть поверье, о том, что человека можно сглазить, т.е. посмотреть недобрым взглядом, ребенок к такому недоброму взгляду особенно чувствителен, он интуитивно определяет, кто его любит, а кто нет, и без всяких слов знает, как к нему относятся. Ребенок это чувствует гораздо тоньше, сильнее, следовательно, отношением можно воспитать гораздо эффективнее. Добрые отношения - это доброжелательное, спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющие жесты, ласковые прикосновения, поглаживания. В дошкольном возрасте лучше не переводить в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не проговаривать словами, тем более всякие замечания словесно не оформлять. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать, а если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится быть агрессивным, а если высмеивают, он учится быть робким, позорят – виноватым. Но если ребенок живет в атмосфере любви, он учится доверять, чувствует себя нужным. А он нам нужен! Он нужен миру! Он нужен самому себе!
Если мы спросим, где начинаются проблемы детей – только дома. Где они могут быть разрешены – только дома. Наполните свой дом мудрой любовью к детям, и она к вам еще вернется их любовью к вам.
Наталья Васильевна Плешкова