В школьном дворе лицея еще немного людно, тихо, но через полчаса вокруг загудят голоса от радости встреч с одноклассниками и учителями.
Трудно представить, сколько волнений у взрослых, отправляющих ребенка первый раз в первый класс. Кажется, физически можно ощутить нависшую энергию над местом, где стоят первоклашки и их провожающие взрослые. Эти волнения взрослый может описать или рассказать друг другу, так или иначе он будет их проговаривать с кем-то. А о волнениях ребенка мы можем только судить, если внимательно за ним наблюдаем. «У меня в животе горячо и коленки трясутся»- говорит внучка при приближении к школе. Она сегодня делает самый важный в жизни шаг – она идет в школу. Вся собрана от волнения в комочек, глаза как у человека решившего спрыгнуть с парашюта, вцепилась в букет как за соломинку, такое ощущение, что она ничего вокруг не видит и не слышит, только ищет наши глаза для поддержки. «Солнышко, не волнуйся, мы всегда с тобой, мы здесь, ты ничего не бойся». Для страхов и тревог у первоклашек сегодня много причин это новые дети, учительница, класс, школа - все это первый раз.
Летом мы часто разговаривали о школе, о том, какие будут новые друзья, чему дети учатся, какие интересные дела могут быть в школе. Первый вопрос, который задавали взрослые внучке «Лиза, в школу хочешь?», она ворчала и всегда отвечала по-разному. Спрашиваю у нее « а почему ты, то хочешь в школу, то не хочешь?». Она отвечает «Я думаю о разном. Когда думаю о новых друзьях, об учительнице, о том чему будут учить, о том, что нового узнаю, о новом ранце, форме, то в школу очень хочу, но когда я думаю, что там будут задавать вопросы, а я не смогу ответить, то не хочу. Я боюсь получить двойку, тогда будут проблемы». Ой-ой, откуда у ребенка появился страх оценки, когда она и не знает, что это такое. Мы все озадачились неожиданным для нас Лизиным отношением к оценке. «Оценки могут быть разные, ты же идешь учиться, а кто учится, тот может ошибаться», «Лиза, как только получишь двойку, мы покупаем торт». У Лизы полное недоумение в глазах – шутят или серьезно, за двойку торт. «Когда ты получаешь двойку, то ты учишься, твои ошибки тебе видны, их можно легко исправить» Иногда я спрашивала «Лиза, а ты о школе думаешь?» В июле отвечала: «А что сейчас о ней думать, вот в августе и буду думать» Ну прямо как героиня из «Унесенных ветром» - про это мы будем думать завтра. Завтра пришло сегодня.
Проучилась три дня, спрашиваю «Ну как дела?» Отвечает «Какие дела, учительница все говорит и говорит, а когда работать-то начнем, я уже учиться хочу». Вот – вот этого я больше всего и боялась, но может быть это только начало и не все так печально.
Почему мы боимся школы? А может мы просто не знаем того ребенка, который вступил на порог школы? Нам кажется, виновата школа в том, что ребенок стал другим, но возможно, мы не знаем как жить с другим ребенком? Тревоги…тревоги… они порождают страхи, а они носят заразный характер, но мы, же не хотим заразить ими ребенка, а поэтому давайте с новым ребенком знакомиться. Что об этом возрастном периоде говорит наука?
Начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Физиологической основой кризиса семи лет считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой, сменой зубов. Наиболее яркими симптомами переходного периода являются нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения, капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, конфликтность, кривлянье, раздражительность, агрессивность, дерзость, мстительность и т.п. Дети становятся для взрослых непонятными, а потому непослушными, и с трудом поддаются воспитательным воздействиям. Наступление этого кризиса – один из признаков психологической готовности ребенка к школе. Внешне кризис развития проявляется в том, что доселе понятный для взрослых, эмоционально непосредственный, «прозрачный» в своих желаниях, мотивах ребенок начинает проявлять немотивированное своенравие, нарушается непосредственность его реакций. Переживания начинают осмысливаться ребенком, появляются аффективные обобщения, «логика» чувств. У ребенка формируется самосознание, развивается самооценка, самолюбие, возникает острая борьба переживаний. Определенные требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникают именно в связи с кризисом семи лет.
Переступая порог школы, ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития. Он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, к нему теперь иначе относятся родственники, соседи, друзья, все вокруг поздравляют его с тем, что он уже большой, и у первоклассника начинает меняться вся его система отношений к миру, весь строй переживаний, потребностей, ценностей. Он попадает в новую систему взаимоотношений с окружающими, у него теперь новые права и обязанности, свое рабочее место. Начало школьной жизни требует от ребенка сложной психологической перестройки. Раньше он жил преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, играми, а теперь приходится подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. На протяжении четырех уроков ребенок должен концентрировать внимание на учебном материале, даже если предлагаемые задания для него неинтересны. Все перечисленные трудности, с которыми сталкивается ребенок в школе, вся психологическая и физиологическая перестройка, которая с ним происходит, требуют, конечно, огромной чуткости и терпения от взрослых.
Что с этим делать или как помочь ребенку?
Не воспринимайте грубость и капризы ребенка, появившиеся после того как ребенок пошел учиться как плохое влияние школы. Таким способом ребенок пытается снять с себя стресс, ведь в школе ему приходится держать себя в руках целых 3-4 часа, а это, поверьте, для детского организма большое испытание.
Не все дети способны после занятий в школе беззаботно играть на улице или возиться с игрушками. Воспринимайте детскую раздражительность как болезнь, вам ведь не придет в голову ругать и наказывать больного ребенка.
Искренне радуйтесь успехам ребенка и чаще хвалите его. Терпеливо отвечайте на все его вопросы, даже если он "включает почемучку", а половина ваших ответов вовсе его не интересуют. Это своеобразная проверка родителя на уровень внимания к нему. Не ругайте ребенка в случае неудачи в школе, ошибок при выполнении домашних заданий. Причину своих ошибок он не поймет однозначно, а вот негатив, связанный с учебой засядет глубоко и надолго. Объясните ребенку спокойно и доходчиво, в чем заключается его ошибка.
Не отзывайтесь отрицательно в присутствии ребенка о его учительнице. Нельзя подрывать авторитет учителя в глазах ученика.
Не пытайтесь заставить что-то делать ребенка силой. Система принуждения гарантировано ведет к разрушению личности ребенка.
Не пугайте ребенка школой. Школа - это не место для отбытия наказаний или место, где унижают и оскорбляют. Школа должна вызывать положительные ассоциации.
Наталья Васильевна Плешкова