Помощь:
- Если ребенок встречается с препятствием, удержитесь от желания броситься на помощь и сделать за него.
Своим невмешательством Вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!» - это залог формирования позитивной самооценки и уверенности в себе.
- Взрослый на занятии – наблюдатель и помощник ребенку.
Доверьтесь мудрости Вашего чада. От занятия он возьмет ровно столько и в том темпе, как необходимо именно ему.
- «Помоги мне это сделать самому!» – объем Вашей помощи должен совпадать с потребностью в ней ребенка.
Какую деятельность выбрать на занятии решает ребенок, а не взрослый. Взрослый наблюдает за ребенком, а не наоборот.
- Прежде чем помочь, спросите ребенка, нужна ли ему Ваша помощь.
Излишняя опека умаляет ребенка в его собственных глазах, приучает к мысли, что сам ни на что не годен.
Похвала:
- Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее.
Хвалить надо только искренне, серьезно и убедительно. Отпускать похвалу в дозах, соразмерных с ее целью!
- Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне.
Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших.
Вместо того чтобы все время повторять: «Молодец», «Умница»,- спросите ребенка: «А тебе самому нравится?»
Так вы научите ребенка быть независимым от чужого мнения, разовьете его САМОоценку и уверенность в собственных силах.
Развитие личности ребенка:
- Детей учит то, что их окружает.
Любая мысль ребенка имеет право на существование!
Не ждите, что ребенок будет таким, как Вы, или как Вам хочется. Помогите ему стать СОБОЙ.
- Ваша собственная уверенность в том, что ребенок справится с любой трудностью, помогает ему справляться.
- В максимальной степени личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ И С ИНТЕРЕСОМ.
- Ребенок разовьет в себе целеустремленность, если у него будет возможность противостоять авторитету и/или добиваться желаемого.
- Ребенок разовьет в себе терпение и умение дожидаться осуществления своих желаний, если не всегда сразу предоставлять ему все, чего он хочет.
- Закономерности сензитивного развития едины для всех.
Невозможно «проскочить» через один период и успешно войти в следующий: «груз» нерешенных задач развития будет препятствовать этому.
Выбирая деятельность, ребенок САМ показывает нам, в каком сензитивном периоде он находится.
- Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
- Умейте любить чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Общие правила:
- Громкие разговоры взрослых на занятии отвлекают детей, мешают им сосредоточиться. Говорите тихо.
- Охраняйте концентрированную деятельность Вашего ребёнка – это основа развития усидчивости и сосредоточенности.
- Работайте с материалом на коврике или на столике – это рабочее место ребенка.
Так ребенок учится организовывать себе рабочее пространство, приучается к порядку. Это способствует концентрации ребёнка в выбранной деятельности.
- Помогите ребенку довести начатое дело до конца:
«Поработал – убери!» - так формируется потребность в завершении действия (когда любое незаконченное дело вызывает чувство дискомфорта) и чувство ответственности за свой выбор.
- Правила, ограничения, запреты и требования должны быть в жизни каждого ребенка. В разумном количестве они помогают ребенку почувствовать себя в безопасности.
- Правила, ограничения, запреты и требования должны быть согласованы взрослыми между собой.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- Вместо: «Какой ты у меня молодец!», - лучше говорить - «Я очень рада!».
В этом случае вы сообщаете о СВОИХ чувствах, о себе, а не оцениваете ребёнка или его поведение. Сообщая ребенку о своих чувствах, говорите от первого лица.
ул. Мате Залки, 17
г. Красноярск, 660127